Юань претендует на статус мировой резервной валюты

Перед тем, как посетить США с официальным визитом, председатель КНР Ху Цзиньтао высказал свое мнение о мировой экономике в интервью американским газетам. По мнению главы Китая, кризис показал неспособность мировых финансовых институтов "в полной мере отражать меняющийся статус развивающихся стран в мировой экономике и финансах", пишет The Wall Street Journal. "Существующая ныне международная валютная система – продукт прошлого", – заявил Ху Цзиньтао и объявил о намерении Китая сделать юань мировой резервной валютой.

Правда, он отметил, что становление юаня в качестве международной валюты "будет довольно длительным процессом". Однако правительство Китая намерено усиливать роль своей валюты в мире. По словам главы КНР, распространение юаня "хорошо согласуется с потребностями рынка, на что указывает быстрый рост объемов транзакций".

Операции по торговле юанем за пределами Китая начались в июле, а в декабре их объем достиг 400 млн. долларов. Правда, это всего 0,01 % от общего объема ежедневных мировых валютных торгов в 4 трлн. долларов, но интерес к китайской валюте растет быстрее, чем многие ожидали. Число экспортеров КНР, которым разрешено использовать юань в международных сделках, выросло с 365 в июле до примерно 67,4 тыс. Объем средств китайских компаний, размещенных на счетах в Гонконге, достиг к концу года 300 млрд. юаней или 45 млрд. долларов. По подсчетам аналитиков, уже сейчас около 1 % мировых импортных сделок на сумму 23 млрд. долларов заключается в юанях, а в ближайшие 2-3 года их доля достигнет 20-30 %.

На прошлой неделе Народный банк Китая начал прямую продажу юаня в США. И хотя официальный курс китайской валюты к доллару жестко регулируется правительством КНР, представитель банка заявил, что при определении курса обмена в США будут использоваться и результаты торгов юанем в Гонконге – единственной офшорной зоне, где китайская валюта торгуется по свободному курсу.

Стоит напомнить, что одно из главных препятствий на пути юаня к конвертации – его официальный обменный курс по отношению к доллару. США считают этот курс серьезно заниженным и видят в этом одну из основных причин огромного дефицита в своей торговли с КНР. Такие же претензии Китаю предъявляет и Евросоюз. Но китайские власти отказываются поднимать курс национальной валюты, заботясь о своих экспортерах. И пока этот вопрос не будет решен, ни о какой конвертации можно даже и не мечтать.

Претенциозные заявления китайских властей звучат еще с лета прошедшего года. Тогда вице-президент Народного банка Китая И Ган торжественно объявил, что его страна обошла Японию и вышла на второе место по размеру ВВП в мире, и теперь среди мировых экономик ее опережают только США. Китайской экономике в этом помог кризис: в то время, как ведущие мировые экономики в 2010 году росли не более чем на 3 %, рост в Китае составил 9 %. Всемирный Банк предрекает китайской экономике первое место по размеру ВВП в мире к 2025 году, если она сохранит темпы роста.

Но почему же тогда Китай до сих пор называют развивающейся страной?

Конечно, Китай сегодня является самой мощной экономикой из всех стран БРИК, особенно, по сравнению с Россией. Ведь только на зарубежной продаже китайских фонариков страна зарабатывает больше, чем стоит весь российский нефтяной экспорт. Но сможет ли Китай составить конкуренцию США?

"Действительно, есть прогнозы, что Китай через 15 лет достигнет США по размеру ВВП, – соглашается замдиректора по экономике Института США и Канады РАН Виктор Супян.

– И что, эти две страны будут равны по экономической мощи? Конечно, нет. Уже не говоря о четырехкратной разнице в населении, структура ВВП Китая гораздо менее качественная. Если в США преобладает наукоемкая, высокотехнологичная продукция первого эшелона и наукоемкие услуги, то в китайской экономике основу составляет массовая продукция. И Китаю, чтобы достигнуть качественных, а не количественных показателей, нужно не 15 лет, а вообще неизвестно сколько. Потому что США не стоят на месте и их отрыв от основных конкурентов в области высоких технологий постоянно увеличивается", – считает эксперт.

Впрочем, и Ган полностью согласен с тем, что Китай – развивающаяся, а не развитая страна. Именно поэтому, по его мнению, время для того, чтобы сделать юань полностью конвертируемой валютой, пока еще не пришло. Но, судя по всему, у Ху Цзиньтао другая точка зрения.

Между тем, кризис породил трудности и для самого Китая – мировой спрос на его товары остается слабым, и такая ситуация, скорее всего, будет продолжаться достаточно долго. Для того, чтобы Китаю удавалось поддерживать высокие темпы экономического роста, ему нужно загружать свои производственные мощности, а делать это за счет внутреннего спроса вряд ли получится. К тому же, у Поднебесной огромное население, поэтому по общему объему ВВП Китай может быть и вторая страна после США, но в пересчете народного достояния на душу населения он еще долго будет в хвосте ведущих мировых держав.

"Мы не должны забывать, что за долларом стоит весь экономический потенциал Соединенных Штатов, и пока нет другой валюты, которая бы стала равноценной альтернативой доллару, – утверждает Виктор Супян. – Конечно, постепенно роль доллара в мировой экономике будет снижаться, но это процесс инерционный. Не случайно на заседании "двадцатки", когда обсуждались пути выхода из мирового финансового кризиса, было принято решение оставить доллар США как основную резервную валюту и всячески ее поддерживать. А предложения о замене доллара другой резервной валютой даже не были включены в повестку дня".

И, тем не менее, основа для претензий Китая на мировую резервную валюту существует. Ведь его золотовалютные резервы насчитывают свыше 2 трлн. долларов, из которых около триллиона составляют государственные ценные бумаги США. Другими словами, Америка должна Китаю триллион долларов, и этот долг постоянно растет. Соответственно, по законам финансов, доллар находится в подчиненном положении по отношению к юаню.

Тогда может быть россиянам уже пора копить сбережения "под подушкой" не в долларах, а в юанях? Или, вложив часть своих сбережений в доллары и евро, разбавлять эту "корзину" китайской валютой?

Торопиться не стоит. В первую очередь, надо помнить о том, что китайская валюта не конвертируется свободно. И здесь есть определенные сложности. Сейчас наличный юань попадает в Россию в основном за счет большого количества китайцев, которые здесь работают. У них его всегда можно купить, а продать уже сложнее – домой они отправляют доллары. Правда, есть и безналичный вариант: началась торговля юанем на валютной бирже ММВБ, и не исключено, что в будущем появится возможность для граждан инвестировать в юань через биржу. Но это будет еще не скоро – слишком мало банков этим занимаются.

И, если даже удастся юань продать, то вряд ли по хорошему курсу. Но даже при нормальном обменном курсе большой прибыли здесь ждать не стоит. Китайская экономика специфична, для нее валютный курс очень важен, поэтому сильно укреплять юань, как того хотят американцы (на 20 %), Китай не будет. Правда, и потеря сбережениям в юанях тоже не грозит.

Источник: http://www.novopol.ru/-kitay-jdet-globalnyih-peremen-text95239.html

4
1823
0