"Черный лебедь" дал "трещину"

На модерации Отложенный

На фестивале в Карловых Варах вознаградили немецкий вариант драмы о театральных ужасах и практически не заметили российских картин.

В основном конкурсе фестиваля, справедливо называемого «Каннами Восточной Европы», от нашей страны представительствовал «Бедуин» Игоря Волошина — криминальная драма о молодой украинке, решившей стать суррогатной матерью, чтобы таким образом заработать на лечение умирающей от лейкемии дочери.

Несмотря на убийственный сюжет и вполне современную его подачу, жюри под председательством знаменитого венгерского режиссера Иштвана Сабо не нашло в своей копилке ни одной награды для российской картины. Актриса Ольга Симонова, сыгравшая в «Бедуине» главную героиню, могла бы претендовать на приз за лучшую женскую роль, если бы в конкурсе не было немецкой картины «Невидимая» (Die Unsichtbare) Кристиана Швохоу (европейское название — «Трещина в скорлупе», Crack in the Shell). Как «Черный лебедь» - балету, этот фильм посвящен ужасам современного драматического театра, где у руля стоит мнящий себя гением диктатор-режиссер.

Главная героиня, начинающая артистка, должна играть ультрасовременный вариант «Дамы с камелиями», форменное дитя порока. Нет, в отличие от героини «Черного лебедя» ее, неказистую и почти «невидимую» студентку, не разрывают на части внутренние демоны. Хватает и внешних трудностей: личной жизни у девушки никакой, только забота о младшей сестре, страдающей тяжелой формой церебрального паралича, — ее героиня в отчаянии  пытается придушить. Молодая датчанка Стине Фишер Кристенсен в этой роли творит чудеса психологического погружения в роль, часто обнажаясь полностью не только в буквальном смысле слова. Тяжелейшую роль девушка сыграла на чистом немецком языке, который ей специально ради этой картины пришлось выучить. Разумеется, жюри не могло оставить без внимания подобный героизм, и это глубоко правильно.

Симметричный приз за мужскую роль не мог не отойти американцу Дэвиду Морсу (он знаком публике по роли плохого парня, притеснявшего Бьорк в «Танцующей в темноте») за разговорную драму «Соавтор» (Collaborator), снятую другим известным актером, Мартином Донованом (играл в «Бессоннице» Кристофера Нолана). Герой Морса — среднестатистический провинциальный алкаш и наркоман, тупой продукт обработки машиной государственной пропаганды — берет в заложники своего бывшего соседа, знаменитого бродвейского драматурга, ныне переживающего личный и творческий кризис (его играет сам Донован). В процессе дружеского общения за упаковкой пива и под дулом пистолета выясняется, насколько не сходятся политические взгляды у бывших друзей. Тем не менее, пристреленный американским ОМОНом лузер, сам не догадываясь о том, становится «соавтором» драматурга по его следующей, наверняка успешной пьесе.

И, конечно, главным ее героем.

За лучшую режиссуру был вознагражден француз Паскаль Рабатэ, чей «Отпуск у моря» (Holidays by the Sea) представляет собой набор комических виньеток из жизни отдыхающих, объединенных местом действия — пляж и его окрестности. Автор желал походить на Чаплина, Бастера Китона и Жака Тати и потому лишил свой фильм диалогов. Его герои только бурчат, мычат, что-то односложно бэкают или мэкают, добавляя этому порядком выморочному произведению еще большей неестественности.

Предмет шуток располагается, главным образом, ниже пояса. Вот, например, парочка, практикующая садо-мазо. Отхлестав любовника хлыстом, порочная самка в стрингах вдруг резко теряет интерес к происходящему и навсегда оставляет разгоряченного самца в затруднительном положении — прикованным к кровати и с букетом красных роз в заднице. Зрелище, что называется, не на любой вкус, но, по крайней мере, в некоторой изобретательности ему не откажешь. В отличие от произведения под свежим названием «Цыган» (Cigan) Мартина Шулика, чехо-словацкой копродукции, выполненной со всей старательностью студии детско-юношеских фильмов имени Горького и повествующей о трудностях вхождения  в воровскую жизнь юного представителя цыганского племени.

Жюри, видимо, из сострадания выписало «Цыгану» второй по значению спецприз и 20 тысяч долларов впридачу. Главный же приз, «Хрустальный глобус», достался израильской ленте «Восстановление» (Restoration) Иосифа Мадмони — деликатному повествованию о реставрации не только старого пианино, но и полуразрушенных отношений между отцом и сыном, вынужденных объединиться на почве торговли антиквариатом.

В параллельном конкурсе «К востоку от Запада» (в нем соревновались фильмы из бывших соцстран) наши фильмы тоже призов не снискали, хотя и присутствовали в ассортименте: «Сердца бумеранг» Николая Хомерики, «Поколение Пи» по роману Виктора Пелевина и даже  российско-азербайджанская вещь «И не было лучше брата» Мурада Ибрагимбекова с Сергеем Пускепалисом и Евгением Цыгановым в главных ролях. Входившая в состав жюри программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева сражалась как львица и выбила-таки  специальное упоминание для «Поколения Пи» Виктора Гинзбурга. Все-таки лучше, чем ничего. Главный же приз в этой программе отошел забористой македонской картине «Панк жив» (Punk´s Not Dead).

Почетной наградой был награжден знаменитый американский актер, любимец братьев Коэнов Джон Туртурро.