Бюджет 2012. Выдержим ли новый кризис?

На модерации Отложенный

Правительство направило в Госдуму главный финансовый документ страны.

В ближайшее время смету доходов и расходов госказны одобрят депутаты, в чем сомневаться не приходится. Тем не менее интерес к бюджету огромный, ведь только ленивый экономист не предрекает новые финансовые катаклизмы всему миру. А Россия от событий на зарубежных рынках ой как зависима.

Сразу скажем, что жизнь страны в будущем году рассчитана исходя из того, что нефть - «наше все» - будет стоить не меньше $100 за баррель. А что случится, если надежды чиновников, писавших бюджет, не оправдаются и цены упадут? Мы решили сравнить бюджет 2009 года, когда грянула первая волна кризиса, и грядущего 2012-го.

ПЕНСИИ И ТАНКИ

Итак, главное сходство в том, что все зависит от нефти, и от нее одной. Ну а главное различие в том, что «подушка безопасности» - Резервный фонд - практически сдулась. В январе 2009 года в ней было более 137 млрд. долларов. Сейчас - 25,85 млрд. Правда, есть еще Фонд национального благосостояния (в нем более $88 млрд.), но его уж точно нужно приберечь на самый черный день.

Траты казны выросли почти на 3 трлн. рублей - подкинули денег на социалку и оборону. Эти две статьи будут расти каждый год (проект бюджета составлен аж до 2014 года - см. графику). А вот траты на развитие экономики идут под нож... Пока же наши власти готовили бюджет, стабильности в мире не прибавилось. Еврозона на грани распада, в США дела не особо лучше. И что же будет с нашим пенсионно-танковым бюджетом, если цены на нефть упадут ниже $100?

Некоторые инвестиционные компании разделяют оптимиз чиновников, и в своих прогнозах также прописали цену бочки в $100. Но с частных компаний спрос маленький, они в случае чего оперативно подкорректируют прогноз в связи с изменившимися условиями. А вот бюджет почти в 13 трлн. рублей за два дня на коленке не исправить.

60 ИЛИ 100

- Для нас важна цена, при которой бюджет может быть бездефицитным, а это $115 за баррель, - говорит Антон Струченевский, старший экономист компании «Тройка Диалог». - Вот это главный источник для беспокойства. Если все будет, как прогнозирует Минфин, кстати, в этом наши прогнозы сходятся, то бюджет вполне жизнеспособен, страна проживет год без особых потрясений, с низкой инфляцией.

Но стоимость нефти никто гарантировать не может. Более того, этот рынок настолько спекулятивен, что ценообразование черного золота перестало поддаваться экономическим законам.

Ближневосточные революции, теракты, статистика безработицы за океаном, аппетиты инвесторов - если постараться, можно найти связь цены на нефть и магнитных бурь на солнце. А вдруг все-таки не $100?

- При $80 за баррель, а такую цену тоже никто не может исключать, бюджет выглядит уже гораздо хуже, - говорит Струченевский. - Дефицит бюджета будет расти, а значит, придется включать печатный станок, что разгонит инфляцию, возникнет нестабильность на валютном рынке, замедление экономического роста. По сути, наше благополучие слишком сильно зависит от такого переменчивого фактора, как цена на нефть. В то же время есть примеры стран, которые лучше подготовились к этой неопределенности. Например, Казахстан, который тоже сильно зависит от цен на ресурсы, прописал бюджет, который будет бездефицитным при $85 за баррель, что существенно снижает макроэкономические риски. Хотя, повторюсь, пока $100 за баррель кажется более реалистичным сценарием.

А если сгустить краски и представить цену на сырье в $30. Кстати, в 2009-м, когда грянула первая волна кризиса, все ожидали, что нефть подорожает чуть ли не до $200, а на самом деле стоила она тогда около $60.

- Ну 30 не 30, а вот 60 долларов за баррель вполне может быть, - считает Василий Солодков, директор Банковского института Высшей школы экономики. - Бюджет надо делать консервативным. Считать надо было исходя из $70 за баррель - оказалась бы нефть дороже, прекрасно, выше были бы доходы. А с завышенными ожиданиями сводить концы с концами будет сложнее. Придется занимать, причем если это делать в условиях кризиса, то под довольно высокие проценты.

Кстати, одалживаться мы все равно будем, это входит в планы правительства. А обслуживание госдолга - это еще одна быстрорастущая строка в бюджете: в следующем году по процентам заплатим 388 млрд. рублей (для сравнения: на здравоохранение запланировано 551 млрд. рублей), а до 2014 года эта сумма вырастет более чем на 50%.

- Если цены на нефть упадут, просторы для сокращения расходов в этом бюджете есть, - говорит Агван Микаелян, гендиректор консалтинговой компании «ФинЭкспертиза». - Мне кажется, вместо того чтобы раздавать 1000 россиянам по 200 рублей, лучше бы на эти 200 тысяч рублей создать хоть одно рабочее место. Эффект был бы в разы больше. Пока же нам остается всей страной ставить свечки за то, чтобы нефть не подешевела.

Если это подействует, у нас все шансы без особых финансовых проблем прожить следующий год.