Бессмысленный румынский бунт

На модерации Отложенный

Конец прошлой недели выдался чрезвычайно жарким для 27-го члена Европейского Союза – Румынии. Бухарест стал местом, где развертывались события, которые весьма напоминали успевшие стать привычными за последнее время греческие бунты. На улицах румынской столицы и ряда других городов прошли массовые демонстрации, в ходе которых участники высказывали слова жесткой критики в адрес нынешнего президента страны Траяна Бэсеску.

Тысячи демонстрантов требовали немедленной отставки президента и правительства, которое сегодня возглавляет крайне непопулярный в народе премьер Эмиль Бок. Такой гнев румынских граждан, как они сами заявляют, обусловлен резким снижением уровня жизни в стране в результате серии реформ, проведенным правительством и одобренных президентом. В течение ряда последних лет руководство Румынии старается вывести страну из кризиса самыми радикальными методами: снижая заработную плату сотрудников бюджетных учреждений и повышая налоги. Чаша терпения граждан переполнилась после того, как кабинет министров объявил о начале масштабной реформы здравоохранения. Согласно положениям этой реформы власти намерены сократить финансирование отрасли и снизить уровень социальных выплат инвалидам и тем, кто является временно нетрудоспособными.

Взрыв эмоций вылился в столкновения с полицией, которая не стала спокойно взирать на протесты, а приняла все меры к разгону демонстрантов. В одном только Бухаресте вследствие применения полицейскими специальных средств, в том числе и слезоточивого газа, пострадали не менее десяти человек. Более сотни митингующих были задержаны.

Нужно сказать, что нынешняя ситуация в Румынии действительно во многом напоминает греческий вариант. Только при всем уважении к румынской экономике, она серьезно уступает даже трещащей по швам экономике Греции. По доходам на душу населения Румыния прочно занимает место в хвосте Евросоюза. Для сравнения: среднегодовой доход на душу населения в Румынии составляет около 7400 долларов, в Греции – около 29000 долларов, в наиболее развитой стране Евросоюза Германии – более 38000 долларов.

При таких показателях дальнейшее ужесточение экономических мер в Румынии может привести не к стабилизации ситуации, а к полному обнищанию народа. Именно это и заставило граждан изъявить свое недовольство политикой руководства страны.

Казалось бы, что единственным выходом для Румынии могут быть новые парламентские выборы с последующей сменой президента. Социал-демократы и национал-либералы вполне могут получить большинство кресел в румынском парламенте. Однако эксперты совсем не уверены, что новый расклад сил в Палате депутатов и Сенате, сможет кардинальным образом изменить ситуацию в стране к лучшему. Есть мнение, что, даже придя к власти, нынешние оппозиционные силы не смогут абсолютно ничего сделать для придания экономике страны позитивного импульса. При этом национал-либералы могут снова затянуть старую плаксивую песнь о том, что во всех бедах румынского общества виноваты соседи с Востока, и, что, мол, если бы объединить Великую Румынию в одно целое, то народ зажил бы припеваючи.

Старый ход, согласно которому, если не можешь найти выхода из сложившейся ситуации внутри страны, нужно найти внешнего врага и направить народный гнев в его сторону.

Пока же румынское общество стоит достаточно далеко от того, чтобы поднимать проблему присоединения к румынской территории Молдавии вместе с Приднестровьем. Экономическая пропасть, в которую постепенно сползает румынская финансовая система, не способствует рассмотрению таких вопросов.
Траяну Бэсеску можно было бы рассчитывать на помощь своей новой европейской «семьи», в которую его страна вошла в 2007-м. Однако страны Евросоюза с относительно благополучной (по нынешним меркам) экономикой не торопятся вытаскивать Румынию за весьма скудную шевелюру ее президента. Да и с американскими партнерами у Бэсеску, как оказалось, не самые теплые отношения, несмотря на договоренности по размещению на территории этой восточноевропейской страны сегмента ЕвроПРО. Румынский президент сам себя, как принято говорить, подставил и дискредитировал в глазах Вашингтона тем, что допустил критику американского посла в Бухаресте Марка Гитенштейна, обвинив того в навязывании «свободной Румынии» своей воли.

Видимо, после такой тирады покраснел и сам Бэсеску, и посол Гитенштейн, и госпожа Клинтон. Ну, ничего себе! – подумала Госсекретарь, – Мы ему, понимаешь, радары, а он нам – «навязывание своей воли». Именно после тирады в адрес Гитенштейна кресло под Траяном Бесэску зашаталось как-то слишком нарочито.

На этот счет есть суждение, что это именно из-за океана румынским оппозиционерам пришла команда «ату!», направленная на смену руководства в Бухаресте. Ведь, чего греха таить, о своем бедственном положении румыны знали и раньше, но что-то вывело десятки тысяч «несогласных» на улицы почти сорока румынских городов именно сейчас. И это что-то вполне может называться старой доброй «оранжевой» революцией. Ведь критиковать своих господ мало кто решается столь открыто в нынешнем мире. А тут вдруг какой-то Бэсеску…

Напомним, что нынешний румынский президент уже один раз, чуть было, не отправился в отставку. Было это в 2007-м, когда парламент объявил ему импичмент. Однако тогда почему-то сердобольные румыны не позволили Бэсеску уйти, проголосовав на референдуме за то, чтобы он остался у власти. Но сегодня ситуация такова, что референдум Бэсеску вряд ли поможет, как вряд ли устоит на ногах Эмиль Бок со своим кабинетом министров Румынии.
Стоит ли ожидать кардинального пересмотра политических приоритетов новым румынским руководством, если такое вдруг появится? Вероятнее всего, нет.

Ведь не для того Штаты организуют «оранжевые марши», чтобы новые лидеры, выращенные в толпе митингующих, повернулись к ним (Штатам) задним местом. Поэтому в результате возможной смены руководства Румынии не стоит ждать ни экономических преобразований со знаком «плюс», ни пересмотра отношений с США. Вот такая она – эта румынская революция – бессмысленная и даже местами беспощадная…