Алексей Кудрин. Скандал с заслуженным человеком

На модерации Отложенный

Несмотря на скандальный характер отставки, уход министра финансов Алексея Кудрина вполне закономерен. Он связан с завершением определенного этапа экономической политики. Скандальность же вызвана тем, что этот этап завершился уже давно.

На протяжении 90-х годов перед правительством суверенной Российской Федерации стояла задача собрать деньги в государственный бюджет. Хотя мы часто думаем, что признаками суверенитета являются формальная независимость и место в ООН, на самом деле важнейший его признак — способность собирать налоги. Причем их должно хватать на армию, госаппарат, школы, больницы и строительство мостов в будущее — поддерживаемых государством экономических проектов. По некоторым из дорог, построенных на налоги, собранные в Римской империи, до сих пор можно ездить. Вот уж действительно суверенная была страна.

Задачу сбора налогов в РФ удалось решить в начале нулевых, когда российская экономика окрепла, а на посту министра финансов оказался весьма подходящий для этой задачи человек. Он реорганизовал налоговую и бюджетную системы, и деньги в бюджет Федерации потекли рекой. А вскоре политики заговорили о суверенитете.

В общем-то, большего Алексей Кудрин сделать не смог. И если смотреть на него не как на функцию, а как на личность, то это вполне объяснимо. Для того чтобы перейти от хронического бюджетного дефицита и внешнего долга размером в несколько тогдашних бюджетов к профициту и отсутствию долгов, требовались не только качества хорошего финансиста на фоне роста экономики. Требовался фанатизм, основанный на догматизме. И именно такой фанатизм присущ бывшему министру финансов.

Но от такого человека нельзя ждать, что, собрав деньги, он затем начнет деньги давать. Поэтому задачи, которые встали перед экономикой после того, как бюджет был наполнен, понимания у министра не находили. Ни одно направление расходования средств — развитие самой финансовой системы, промышленного сектора экономики, дорожной сети, образования, медицины, пенсионного обеспечения — не вызывало у него ни капли энтузиазма. Он был не против того, чтобы эти сферы жизни улучшались. Но охотно пропагандировал свою, совершенно своеобразную философию, в соответствии с которой чем меньше денег на ту или другую отрасль ты выделяешь, тем во всех отношениях лучше она развивается.

В целом такие взгляды принято относить к правым, или неолиберальным, но их сторонники выступают не просто за ограничение государственных расходов, а и за «маленькое государство», то есть за уменьшение самого госбюджета. В чем в чем, а в намерении уменьшить бюджет Алексей Кудрин замечен не был.

Когда нефтяные доходы государства стали огромными, министр финансов не предложил снизить налоги на прочие отрасли, а создал стабфонд. Принято считать, что он помог нам пережить кризис. Но одной из причин, по которой кризис оказался для российской экономики столь тяжелым, было то, что наши банки и промышленность кредитовались за рубежом. А могли бы кредитоваться в России, если бы нефтяные доходы были пущены на увеличение потенциала национальной финансовой системы.

Все годы, прошедшие после решения задачи наполнения бюджета, Алексей Кудрин боролся с инфляцией. Он без всякого интереса относился к иным антиинфляционным рецептам, кроме уменьшения количества денег в экономике. Однако своими методами побороть инфляцию так и не смог.

Ему, конечно, давным-давно пора было куда-то уйти. Но проблема, с которой столкнется, по-видимому, еще не одно российское правительство, состоит в том, что у нас очень трудно заменить хорошего специалиста, который отработал свое на данном посту. Не в том дело, что неоткуда взять нового, а в том, что нет достойного места для отставника. Наши корпорации за одним-двумя исключениями слишком мелки по международным меркам, в отличие от страны в целом, а наши университеты и общественные институты слишком малоавторитетны, чтобы стать местом почетной отставки и уж тем более новой карьеры.

В этом смысле случай с Алексеем Кудриным претендует на обобщение. Причем такое обобщение можно связать и с результатами его собственной деятельности. Несколько гиперболизируя, можно сказать, что все деньги страны собраны в федеральный бюджет. Соответственно, и все значимые посты сконцентрированы вокруг федерального бюджета. Уйти с них некуда, хотя часто это было бы полезно для дела. Да и снизу рано или поздно начнут сильно подпирать. Так что тут будет о чем задуматься членам нового кабинета.