За что и за кого сражались русские солдаты во Франции

На модерации Отложенный

Седьмого февраля осквернён установленный в Париже полтора года назад памятник воинам Русского экспедиционного корпуса, сражавшимся во Франции в годы Первой мировой войны.

Некие «неизвестные» одели бронзовые фигуры русского офицера и его коня в яркие цветные тряпки, натянули им на головы балаклавы и раскрасили монумент в розовый, фиолетовый и голубой цвета. В версию о том, что этот «подвиг» совершили организмы, празднующие принятие нижней палатой парламента закона об однополых браках, вроде бы не совсем укладывается сделанная на постаменте надпись «Free Pussy Riot». Правда, и такую версию полностью исключать не стоит.

У человека, следящего за международными новостями, может сложиться впечатление, что в первые недели 2013 года Франция, будто проснувшись от спячки и вспомнив о былом величии, решила тряхнуть стариной, приковав к себе внимание мировой прессы. При этом, похоже, французов не заботит, как будут восприняты их действия. Главное, чтобы было шумно.

Сначала был безусловный «плюс»: французский спецназ разгромил отряды исламистов в малийском Азаваде. Пока союзники по НАТО решали, когда и на каких условиях отправить в Мали то ли один, то ли два транспортных самолета для помощи французам, они при поддержке армии Чада в течение нескольких дней ликвидировали базы террористов. Успешно проведенная операция «Сервал», которую некоторые западные СМИ сравнили со стремительным маршем наполеоновской гвардии, а руководившего ею адмирала Эдуара Гийо – с самим Бонапартом, вызвала всеобщее одобрение и заметно подняла престиж Парижа.

Затем пошли события не столь однозначные, но не менее шумные. Видимо, втайне завидуя успехам военных, решили отличиться французские парламентарии. На днях они без особых дискуссий приняли первую статью разработанного правительством закона об однополых браках. Соотношение голосов «за» и «против» (примерно 3:1) не оставляет сомнений в том, что законопроект будет одобрен большинством депутатов, среди которых, как видно, преобладают борцы за свободу однополой любви.

Остаётся только порадоваться за усыновлённых геями французских малышей, которые скоро перестанут мучиться вопросом: «Какой из этих мужиков мама?» За скобками, правда, остаётся вопрос, где лет через двадцать семьи геев и лесбиянок будут брать детей. Ну да ничего, что-нибудь придумают. Вроде, Россия пока не запретила усыновление своих сирот во Францию. Ещё одна загадка в том, кем станет мальчик, выросший в таком семействе. Почему-то представляется, что он скорее станет депутатом Национального собрания, чем бойцом спецназа, который готов отправиться воевать в далёкую страну.

Впрочем, это проблемы отдаленного будущего. А вот осквернение памятника русским солдатам заставляет поверить, что глобальный демонтаж нравственных устоев произошел в головах не только парламентариев, но и других граждан.Этот, с позволения сказать, артхаусный проект был реализован среди бела дня на глазах парижан, прогуливавшихся около памятника по аллее, идущей от моста Александра III к дворцу «Гран-Пале».

Наверняка кто-то успел снять происходящее на камеры мобильных телефонов, чтобы потом получить свою порцию славы в виде пресловутых «лайков» в соцсетях.

Мало сомнений и в том, что в душе большинство очевидцев искренне повеселились и порадовались нерасторопности полиции, не сумевшей (а может, и не пытавшейся) изловить паскудников. Чего ждать от людей, выбирающих себе гомолюбивых депутатов. Да и к «Pussy Riot» во Франции отношение весьма позитивное. Недаром популярное издание «Le Figaro» поставило главную «пуську» Толоконникову («Толокно») во главе списка 20 главных женщин 2012 года.

С пламенными заявлениями в их защиту выступили известные французские политики, общественные деятели, актёры, писатели и министр культуры страны Орели Филиппети. Правда, почему-то французский минкульт пока не объявил об организации выступления «Pussy Riot» с панк-молебном в Соборе Парижской богоматери. Остаётся предположить, что это произойдёт после выхода участниц «творческого коллектива» на свободу. Наверное, данное мероприятие привлечет массу толерантных французов, в головах которых за несколько поколений произошли удивительные метаморфозы. И теперь восторг у наследников свободолюбивых галлов вызывают юродствующие в храме русские хулиганки, а не русские солдаты, сто лет назад помогавшие Франции одержать победу в Первой мировой.

Увлекшись борьбой за свободу «пусек» и легализацию однополых браков, французы забыли, как в 1915 году посол Морис Палеолог и присланные из Парижа делегации умоляли Николая II отправить во Францию русских солдат; забыли, как в апреле 1916 года их предки восторженно приветствовали и забрасывали цветами воинов 1-й Особой бригады генерала Николая Лохвицкого, а затем и других соединений 50-тысячного Русского экспедиционного корпуса, прибывшего на выручку союзникам.

Они забыли, как героически сражалась 1-я бригада под Мурмилоном в Шампани, как в критический момент битвы под Верденом, когда немцы прорвали фронт, лишь контрудар русских батальонов позволил отбить захваченные противником позиции. И даже после прихода к власти большевиков и выхода России из войны, оставшиеся верными присяге солдаты Русского легиона дрались на самых тяжёлых участках фронта, погибая под Амьеном и Суассоном. Они забыли, что после того, как в июне 1918 года русские солдаты остановили последнее наступление войск кайзера на Париж, французские газеты называли их спасителями столицы.

И вот теперь памятник воинам экспедиционного корпуса, погибшим вдали от родины за свободу Франции, превратился в памятник отмороженным девахам из «Pussy Riot». А вот интересно, как во Франции отреагируют, если какие-нибудь «неизвестные» переоденут памятник генералу де Голлю у метро ВДНХ в Москве, допустим, в костюм лешего или Кащея Бессмертного, а его постамент украсят надписью «Руки прочь от Стросс-Кана!». Вполне себе ассиметричный ответ получится. Ведь экс-глава Международного валютного фонда и бывший лидер французских социалистов точно не принадлежит к борцам за свободу однополой любви и к поклонникам «Pussy Riot», которых так много среди его соотечественников.