За молчаливый протест в Беларуси берут детей, журналистов и собак

На модерации Отложенный

В среду в Белоруссии в шестой раз прошла акция «молчаливого протеста». Итог — 150 задержанных в Минске, 380 — в регионах.

В этот раз «пятая колонна» не стала собираться на площадях. По распространенному через социальные сети сценарию люди должны были собираться около своих домов и, периодически хлопая в ладоши, вместе идти в центр своего района — например, к торговому комплексу, ДК или парку.

В Минске мест молчаливого протеста было девять. Еще до начала акции доступ к ним был блокирован сотрудниками милиции и людьми в штатском. Дальше события развивались по привычной схеме: при попытке аплодировать людей сначала предупреждали о незаконности их поведения, потом хватали и затаскивали в автозаки. По словам наблюдателя Хельсинкского комитета Виктора Тереза, в этот раз милиция и люди в штатском были более корректны, избиений он не видел, но любые группы людей моментально разгоняли.

Как и ранее, разгоном закончились и митинги в регионах. В Гомеле из 150 человек были задержаны 10, в Могилеве — несколько десятков из двухсот. В Борисове задержали семью с двухлетним ребенком, в Барановичах — 6 человек, включая женщин с детьми. А в Вилейке в отделении милиции оказались 8 человек и одна собака — щенок по кличке Чен.

Как и на акциях 3 июля, оппозиционеров хватали люди в штатском. Среди задержанных опять оказались десятки журналистов, включая съемочную группу российского НТВ. Как на условиях анонимности рассказал «Новой» один из белорусских фотографов, его задержали в Минске еще до начала акции. Двое людей в спортивных костюмах схватили его под руки и отвели в автозак, где продержали все время акции.

— Сначала «спортсмены» долго искали в моей камере фотографии, а потом сообщили, что я проведу с ними все время до конца акции, — рассказывает он. — Они постоянно обсуждали по рациям, сколько журналистов взяли или видят. Казалось, мы все у них под колпаком.

«Молчаливые акции» оказываются все более хорошо организованными. В социальных сетях, Twitter и на оппозиционных информационных сайтах онлайн публикуют информацию и об оцепленных площадях и перегороженных дорогах, составляют списки задержанных. Возле изолятора на Окрестина, где содержатся осужденные участники акции, дежурят добровольцы, которые собирают передачи и деньги на штрафы. Участники начали распространять фотографии «людей в штатском», чтобы опознать их и передавать фамилии милиции.

К моменту подписания номера часть задержанных были уже отпущены, остальные ждали судов. По словам Виктора Тереза, составить полные списки задержанных не удалось, их не было даже в судах. Терез уверен, что большинству из них грозят административные аресты на 5–15 суток.

Власти явно стали принимать «молчаливые протесты» всерьез. Если первые акции заканчивались для их участников ночью в СИЗО и штрафом, то из задержанных в Минске 150 участников прошлой акции 3 июля 104 отправились в тюрьму.

Всего, по данным правозащитного центра «Наша вясна», за пять «молчаливых акций» (начиная с 15 июня) в Беларуси были задержаны 1730 человек.