Владимир Козловский. Бут и мифы

На модерации Отложенный

На днях российский коллега написал мне, что Виктор Бут все же, наверное, бухарский еврей. Я не мастер по распознаванию евреев, но осмелюсь заметить, что, на мой непросвещенный взгляд, Бут, которого я в последнее время вижу регулярно в федеральном суде на Перл-стрит, на еврея совсем не похож. Его жена Алла сказала мне, что он на треть немец.

Это я к тому, что Бут в последние годы имеет тенденцию обрастать мифами и порождать необыкновенное число спекуляций. Один из мифов породил я сам, в чем раскаиваюсь.

Прибыв под конвоем в Нью-Йорк, Бут поведал в тюрьме российским дипломатам, что летевшие вместе с ним из Бангкока сотрудники Управления по борьбе с наркотиками (DEA) предлагали ему завязать сотрудничество со следствием и выдать какие-то секреты в обмен на сокращение срока.

По его словам, Бут гордо отказался. В январе я написал с чужих слов, что среди прочего ему предлагали расссказать что-то о Путине, а Бут сказал, что ничего о Путине не знает. Оказалось, такого разговора не было.

На днях я решил спросить у него самого, какие же секреты ему предлагали выдать американские соблазнители. В ответ я услышал, что ничего конкретного американцы, оказывается, у него не выведывали, а, получив отказ, сразу отстали. После этого они летели до Нью-Йорка не молча, а беседовали, но лишь на посторонние темы.

Делая Буту предложение пойти на сотрудничество в обмен на потачку своей Фемиды, американцы воспользовались последней возможностью поговорить с ним нестесненно. Они знали, что по прибытии в Нью-йорк Бут получит адвоката, который немедленно порекомендует ему держать язык за зубами. Ни прокурор, ни следователь больше не смогут подойти к Буту и на пушечный выстрел.

Для меня это была единственная возможность узнать, какие российские секреты хотели бы узнать от Бута американские власти. У меня скопилась кипа статей со спекуляциями по этому поводу, но они чаще всего основаны на скудной эмпирической базе.

Да, большинство людей знают какие-то секреты. Да, Бут, очевидно, знал больше секретов, чем многие. Занимаясь авиаперевозками, он годами доставлял из пункта «А» в пункт «Б» всякую всячину, от оружия до бананов и ширпотреба, и часто, наверное, имел понятие о том, кому что принадлежит, кому оно предназначается, и кто дал разрешение на его ввоз и вывоз.

Но это скоропортящаяся информация. Люди исчезают, уходят на покой, садятся в тюрьму и умирают. Правила, законы и уловки для их обхода меняются. Американские спецслужбы, возможно, в любом случае хотели бы заполучить эту информацию из чисто исторического интереса, но они легко могут без нее и обойтись.

Приходилось читать, что Бут мог бы слить американцам какой-то компромат на российских начальников, например, на Игоря Сечина, с которым они якобы вместе работали переводчиками в Африке. Но Бут говорит, что сроду Сечина не знал.

Предположим, Бут говорит неправду. Вопрос в том, что даже если он знал Сечина и имеет на него компромат, то так ли нужна эта информация американцам? Что они – войну России объявят? Не дадут Сечину визу? Будут его шантажировать и вербовать? Вряд ли, особенно при Бараке Обаме, который считает улучшение отношений с Москвой своим главным внешнеполитическим достижением.

Госдепартамент, Агентство национальной безопасности, DEA, ФБР и вообще весь букет американских спецслужб годами гонялись за Бутом по всему миру не из желания поживиться его секретной информацией, а потому, что считали его крупным перевозчиком оружия в горячие точки планеты, где оно делало местные усобицы еще более кровопролитными.

Мне попадались заявления, что Москва «сдала» Бута американцам. Отнюдь: судя по американским дипломатическим депешам на сайте Wikileaks, московские заступники Бута делали все возможное, вплоть до взяток таиландцам, чтобы вызволить его из бангкокского заточения. Российские политики и дипломаты делали решительные заявления в его защиту.

Есть теория, согласно которой стремление россиян вырвать его из американских лап объяснялось их опасением, что Бут выдаст российские секреты. На мой взгляд, это перетягивание каната объяснялось скорее российским гонором, комплексами и переоценкой своих возможностей. Бангкок – давний союзник Вашингтона, а американский товарооборот с Таиландом в 40 раз больше российского. Многие с самого начала не сомневались, кто останется на трубе.

Вот после экстрадиции Бута в США действительно складывается впечатление, что, потерпев поражение, Москва приняла принципиальное решение спустить это дело на тормозах. Бут неоднократно обращался к своему правительству за помощью, в том числе и финансовой, поскольку нью-йоркские адвокаты очень дороги, но пока ее не получил, равно как и ответа.

Я помню, как российские дипломаты не пропускали судебных слушаний по делу своего соотечественника ооновца Владимира Кузнецова, обвинявшегося в Нью-Йорке в отмывании денег. Но на слушаниях по делу Бута я пока ни одного не видел.

Вице-консул РФ Александр Отчайнов, который опекает арестованных в Америке россиян, встретил Аллу Бут в нью-йоркском аэропорту и недавно отвез туда ее дочь Лизу, улетавшую обратно в Россиию, а также дал Алле ряд советов. Этим его содействие ограничилось.

В свете этого периодические слухи о готовящемся обмене Бута то на Михаила Ходорковского, то на Андрея Хлычева изначально выглядят отсюда вздорно. Да, США легко обменяли в позапрошлом году 10 российских агентов, но они были, если угодно, честными шпионами, тогда как на Бута американцы смотрят как на уголовника.

Конечно, глупо зарекаться, что его никогда не выменяют. Мало кто из разведчиков ожидал, что и десятерых российских агентов обменяют чуть ли не через день после ареста. Но вот обменяли. Возможно, Обама окажется первопроходцем и с Бутом. Может, даже даром его отдаст. Но это крайне маловероятно.

Охота за Бутом и его последующее выцарапывание из Таиланда стоили американским спецслужбам больших трудов и расходов. Если Белый дом вздумает его отдать, спецслужбы дружно завоют. Белый дом слушается их не всегда, но они, например, пока неизменно убеждали правительство не отдавать израильтянам их шпиона Джонатана Полларда, отбывающего здесь пожизненный срок.

Да и Москва заявляет, что Бут никогда на госслужбе не состоял и не выполнял правительственных заданий, а «поэтому вопрос о его обмене на кого-то не рассматривается».

На месте Бута я бы обиделся. Такие заявления могут толкнуть человека на то, чтобы раскрыть секреты неприятелю.

Если, конечно, неприятель в них нуждается.