Спасти Среднюю Азию

На модерации Отложенный

В Средней Азии сейчас разворачивается серьезный кризис, однако большая часть мира (и большинство правительств) предпочитает о нем не думать. Между тем, Киргизия уже утратила контроль над значительной частью своей территории.

В первые же дни кровопролитие унесло жизни сотен человек и превратило в беженцев, по последним подсчетам, 400000 человек – отметим, что речь идет о стране с населением в пять миллионов. Относительное спокойствие, установившееся в регионе сейчас, – это, на самом деле, только временная усталость от боев. Новое временное правительство Киргизии все в большей степени выглядит неспособным восстанавливать дома, средства к существованию, разрушенную инфраструктуру или доверие в обществе. Оно с трудом поддерживает порядок. Тем временем, мировые лидеры продолжают смотреть в другую сторону.

Вашингтон одержим Афганистаном, и хотя у американцев есть крупная база в киргизском аэропорту «Манас», они не слишком настроены действовать. На базу они, вероятно, больше не возлагают прежних надежд, а сотрудничать с киргизскими войсками и полицией, которые Америка считает в лучшем случае беспомощными, они явно не заинтересованы.

Россия считает Среднюю Азию своим задним двором, но расчищать данный его кусок не считает нужным. Москве не нравится то, что временное правительство, при всех своих многочисленных недостатках, все-таки говорит о строительстве многопартийной демократии. К тому же, у Киргизии нет того изобилия природных ресурсов, которое делает ее соседей такими привлекательными для внешнего мира, такими «стратегически важными». Наконец, высшее руководство в Москве,— в том числе, вероятно, Владимир Путин — не хочет создавать прецедент. Это значит, что они опасаются вмешиваться во внутренний кризис в Киргизии, чтобы международное сообщество однажды в будущем не подумало, что оно вправе добиваться мира, скажем, на постоянно кровоточащем российском Северном Кавказе.

За вычетом нескольких редких и достойных исключений – в их числе Красный крест, Управление верховного комиссара ООН по правам человека и Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев – большинство международных организаций опять показали себя недостаточно хорошо. В Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе сейчас председательствует Нурсултан Назарбаев - почтенный автократ из соседнего с Киргизией Казахстана. Его страна с трудом скрывает отвращение, которое она испытывает к новому киргизскому режиму. Совет безопасности ООН как всегда ведет себя нерешительно и боится риска.

Однако не стоит надеяться, что кризис исчезнет сам по себе. За эти дни в Киргизии произошло немало зверств, и в регионе сейчас много сердитых – и вооруженных – людей.

Раньше или позже, их гнев опять выплеснется наружу. Кризис ослабил правительство почти до коллапса. На юге практически не действует ничья власть. Вполне возможно, что то же самое произойдет и на севере. В стране вырисовываются опасные симптомы политического вакуума.

Возможно, многие думают, что политический вакуум в стране, которую немногие способны найти на карте, – это не так страшно, но они неправы. Даже тем, кто не знает о чудовищном и садистском насилии последних дней, следует на минуту задуматься о двух вещах, распространению которых будет способствовать вакуум.

Во-первых, Киргизия – важный перевалочный пункт афганского наркотрафика. Изрядная часть опиатов из Афганистана доставляется по земле или по воздуху на юг Киргизии. Кстати, вполне возможно, что наркоторговцы замешаны в нынешних беспорядках. Большая часть этих наркотиков потом идет дальше – в Россию, у которой и так огромные проблемы с наркоманией и СПИДом, и в Китай, у которого такие проблемы сейчас нарастают.

Во-вторых, южная Киргизия служит транзитным маршрутом для еще одного опасного для Запада продукта – исламистских боевиков, направляющихся в Афганистан или из Афганистана – иногда в соседний Узбекистан, а иногда и в Западную Европу. Уже сейчас им удобно отдыхать в Киргизии после долгой дороги. В стране без правительства им будет еще удобнее.

Если мы не хотим, чтобы так происходило, если мы хотим предотвратить развитие гуманитарного кризиса и избежать многолетней политической нестабильности, международному сообществу следует прекратить сидеть сложа руки. Это ужасно трудная ситуация, и день ото дня она становится все труднее. Однако если проявить немного политической воли, некоторые вещи можно сделать очень быстро.

На юге Киргизии в тесном соседстве живу два хорошо вооруженных сообщества – узбеки и киргизы. Сейчас они испуганы и рассержены. Для начала их необходимо разделить, в идеале – международным вооруженным контингентом, если у кого-нибудь хватит духа предложить своих солдат. Если это невозможно, необходимо создать политическую буферную зону с помощью международных посредников, которые смогут держать сообщества на безопасном расстоянии друг от друга. Нам также нужны медики, в идеале россияне, которые говорят на общем языке региона и могут лечить узбеков, сейчас отказывающихся иметь дело даже с киргизскими врачами. Нам нужна спокойная обстановка, в которой трезвые умы с обеих сторон могут начать долгий процесс поиска компромисса. Причем создать ее следует прямо сейчас, пока компромисс еще возможен.