Польша: Ринг свободен – второй раунд

На модерации Отложенный

Я пишу эти заметки, а ещё и двух часов не прошло с момента закрытия избирательных участков, так что я не стану приводить цифр, которые меняются, обращу внимание на «тынденцию», как говаривал незабвенный товарищ Шидляк (Ян Шидляк, 1925 -1997, - политический и государственный деятель ПНР, член Политбюро ПОРП, председатель Общества Польско-Советской Дружбы - прим. перев.).

В первом туре три победителя. Бронислав Коморовский может быть доволен тем, что он получил больше всех голосов, не сбылись самые страшные опасения, что Ярослав Качиньский обойдёт его (потому что и такие панические настроения слышны были среди сторонников кандидата Платформы). Однако, не сбылись и мечты о победе Коморовского в I туре, а результат Качиньского оказался высоким.

Председатель ПиС имеет причины быть довольным - он получил значительно больше, чем мог добиться Лех Качиньский, усилилась позиция ПиС, а также председателя как лидера главной оппозиционной партии. Правда, шансы Ярослава Качиньского на президентство невелики, но теоретически они есть, а задел на парламентские выборы - солидный.

Больше всего причин быть довольным у Гжегожа Наперальского, которому следует отдать должное, поскольку я считал, что его кандидатура - это для левых «гол в свои ворота». Он получил хороший (для нынешнего положения левых) результат, несмотря на сильных конкурентов, а также некоторых левых политиков старшего поколения - в частности, Чимошевича и Квасьневского, а также большинство «политического класса». Наперальский использовал свои козыри - он является альтернативой для политиков старшего поколения, альтернативой для обоих правых кандидатов, вдобавок он признался в некоторых левых взглядах. В начале кампании он лишь повторял, что нужны перемены и альтернатива правящей коалиции, но под нажимом вопросов отважился сказать об отделении церкви от государства, о выведении изучения религии из школ и за государственный счёт, о правах меньшинств, бесплатном здравоохранении и образовании. Эти последние взгляды - весьма спорны («бесплатные» здравоохранение и образование оставляют желать лучшего), но клиентура на них найдётся.

Так же, как и потребность в переменах и омоложении главных актёров политической сцены. С сегодняшнего дня у левых новый лидер.

Хороший результат Наперальского вызвал лицемерное заигрывание K&K с ним лично и с СЛД. Образ Наперальского в таких газетах, как «Rzeczpospolita» или «Polska. The Times» внезапно изменился несколько недель назад, когда его рейтинг начал расти. Коморовский и Качиньский в своих первых выступлениях после закрытия избирательных участков заискивали перед кандидатом СЛД, что в их устах звучало фальшиво, особенно в устах Я. К., который ещё недавно утверждал, что величайшей угрозой является посткоммуна. Комплименты, расточаемые Наперальскому, будут иметь свои последствия - его избиратели представляют огромное искушение для K&K. Интересно, чего потребует Наперальский в программной области взамен за указания для своих избирателей, как им надо будет вести себя во II туре, 4 июля. Если он ничего не скажет, то большинство его избирателей в любом случае поддержат Коморовского. Так что лучше вести с ним переговоры и создать возможность коалиции ГП-СЛД после выборов в Сейм в 2011 году.

Проходившая до сих пор кампания подтвердила, что Бронислав Коморовский годится в президенты (биография, отвага, постоянство взглядов, рассудительность, умеренность, предсказуемость), но не годится в кандидаты, он был никакой, несколько беспомощный, а его кампания - без всякого плана и ярких идей. Зато Качиньский - совершенная противоположность. В президенты не годится, он неискренний, аффектированный, его кампания была циничной, преображение - невероятным, заинтересованность именно здравоохранением - изумляло, но кампания была ловкая - Вавель, молчание в тени трагедии, потом интервью только для своих СМИ, далеко спрятанные Йоахим Брудзиньский, Беата Кемпа, Зёбро, Курский, конец польско-польской войны, все эти фокусы-покусы принесли хорошие результаты.

Трое победителей в I раунде - это всё-таки слишком много, поэтому II раунд не будет формальностью.