Михаил Хазин: Россия упустила свой шанс

На модерации Отложенный

Вместе с развитием экономического кризиса нашу страну, а также США и Евросоюз ждет потеря государственности.

Совершенно очевидно, что так называемый «западный проект» больше не жилец. Однако те, кто получает самые большие дивиденды в рамках действующей капиталистической системы, запрещают кому бы то ни было вслух обсуждать варианты ее смены, тем самым только усугубляя ситуацию. Экспертам только и остается, что беспомощно следить за крушением современной экономической модели, итогом которого станет распад мира на несколько независимых финансовых зон, кризис государственности во многих крупных и влиятельных сегодня державах, катастрофическое снижение уровня жизни в ряде стран и многие другие проблемы.

Идет человек по лесу. Видит, что сидит на дереве его, скажем, сосед и пилит сук, на котором он сидит.

— Ты что делаешь? Ты сейчас свалишься и шею свернешь.

— Что умный, что ли? Очень? Иди отсюда.

Вот он идет дальше. Слышит треск, вопль. Он подбегает обратно и видит соседа со сломанной шеей, который лежит на земле. Тот открывает глаза и так уже последние слова говорит:

— Колдун проклятый! Наколдовал.

Вот в некотором смысле мы все играли роль такого вот колдуна. То есть мы все видели, что они пилят сук, на котором сидят. Все понимали, что при малейшей попытке это объяснить это вызывало дикую совершенно ненависть.

В какой-то момент станет уже окончательно понятно, что ситуацию удержать нельзя в принципе. И в этот момент начнется распад, поскольку системно и эволюционно перейти от старой схемы к новой не получится. Хотя бы потому, что просто не будет времени эту новую систему разработать. Если бы открытые обсуждения в мире на тему неизбежности кризиса начались в 1995 году, может быть, к 2005-му человечество что-нибудь бы и придумало.

Но невозможно придумать схему развития за три месяца или за полгода.

Когда начнется такой вот экономический распад, то в результате каждый кусок, который сумеет как-то приспособиться, будет выходить из кризиса самостоятельно. В результате произойдет распад мира на зоны. В каждой из которых будет своя финансовая система, своя валюта.

Что будет дальше — не очень понятно. До конца 90-х могла быть, например, рублевая зона. Можно было бы рассуждать, как мы будем обустраивать свою зону, в которую могли бы войти страны СНГ, Прибалтика, часть Восточной Европы, может быть, Турция, Иран и еще кто-то. Сегодня это уже невозможно. У нас нет производящей экономики. Мы живем исключительно на нефтедолларах, которых не будет.

У нас будет очень серьезная социальная катастрофа. У нас будут очень серьезные проблемы с элитой, которая сбежит. Более того, у нас уже начинается распад в некотором смысле государственности.

Мы сегодня совершенно четко видим, что в нашей стране система управления государством рассыпается. И не только в нашей. То же самое происходит в Соединенных Штатах Америки.

Но вы меня извините, пожалуйста, в США основа системы управления экономикой — это рейтинговые агентства. И они откровенно врали в своих рейтингах. Ну, откровенно врали. Грубо говоря: мол, вы нам приплатите, и мы сразу вам поставим рейтинг. Даже не у всех брали деньги. Если бы к ним пришла какая-нибудь наша компания, то, скорее всего, у них бы денег не взяли. Но у своих брали.

И теперь американские прокуроры подают в суд на рейтинговые агентства.

Но представьте себе на секундочку, что сегодня прокуроры начнут подавать в суд на Кудрина, да на кого угодно — на руководителей корпораций, например. Я совершенно не хочу сказать, что у них оснований нет. Но это разрушение системы государства.