Литва без прошлого

На модерации Отложенный

Сейм Литвы принял поправки к Уголовному кодексу, которые запрещают отрицать оккупацию Литвы Советским Союзом.

Отныне никакие споры и дискуссии на эту тему неуместны: «любящим порассуждать» грозит до двух лет тюрьмы. Согласно подготовленным членом партии «Союз отечества – Христианские демократы Литвы» Вилией Алекнайте-Абрамикене поправкам к УК, такого наказания не избежать тому, кто посмеет сказать, что литовскую жизнь в советские времена можно назвать нормальной. Единственный цвет, которым отныне можно ее рисовать – черный.

Оппоненты авторов поправок в сейме говорили именно об этом, и высказали опасения, что принятие их означает, по сути, запрет на любую полемику о большом отрезке литовской истории, ведет к тому, что история страны имеет право существовать только в двух цветах – черном и белом. Депутат от социал-демократов Витянис Андрюкайтис, голосовавший против, сказал, что само понятие коммунизм намного сложнее, чем его пытаются представить литовские правые, а судьба страны при советском режиме имеет не только черный цвет траура: есть в ней страницы, и немало, которые достойны иных цветов, кроме – черного.

Тем не менее, сейм со второго раза ввел-таки уголовную ответственность для тех, кто отрицает «преступления СССР».

Первый раз эта попытка была предпринята 6 ноября 2008 года, во время внеочередного заседания, но тогда поправки к УК, которые предполагали штраф или лишение свободы «за отрицание оккупации СССР», приняты не были.

Но уже в апреле 2009 года непримиримые борцы с «советской оккупацией» в сейме предупредили, что в ближайшее время такой законопроект будет окончательно принят. Правда, ближайшее время растянулось на год.

Стоит здесь заметить, что правоконсервативные силы страны (а именно они составляют в литовском парламенте большинство), опираясь на некоторые резолюции ПАСЕ, уверяют, что сталинизм и фашизм являются сторонами одной медали и, следовательно, оба эти политических режима - преступны.

- Еще в тот момент, когда эти резолюции были протащены через ПАСЕ, стало понятно, что их принятие необходимо определенным политическим силам (в Прибалтике – в том числе), заинтересованным в продолжении конфронтации с Российской Федерацией. Не случайно в стенах ПАСЕ звучали требования к России «покаяться в преступлениях коммунизма», откреститься от всего, что было сделано в советские времена. В том числе – «отказаться от гордости» за победу в Великой Отечественной войне, поскольку «она была ничем иным, как разборками между двумя диктаторами – Гитлером и Сталиным».

После принятия резолюции ПАСЕ, уравнявшей «фашизм и коммунизм», стало модно ссылаться на нее как на политический прецедент общеевропейского масштаба.

Как сказал в беседе с корреспондентом «Столетия» по поводу последних событий в литовском парламенте доктор исторических наук Юрий Виноградов, «не стоит забывать, что в ПАСЕ за резолюцию ратовали и голосовали, прежде всего, представители тех стран, которые в годы второй мировой войны воевали на стороне фашистской Германии. Литовские депутаты, проголосовавшие за принятие этих поправок к УК, лишний раз подтвердили, что находятся в мейн-стриме русофобии. Понятно, что подобный закон способен лишь ухудшить литовско-российские отношения, которые и так-то, мягко говоря, не отличаются большой теплотой.

Сегодня, как и в 90-е, в стане литовских консерваторов в отношении России звучат весьма недружественные голоса. Небезызвестный политик, отличающийся патологической ненавистью ко всему, связанному с Россией, идеологический лидер консерваторов Витаутас Ландсбергис все время повторяет, что в сторону Литвы со стороны России направлена большая идеологическая и энергетическая экспансия.



На самом деле, Россия является главным поставщиком энергоресурсов в эту прибалтийскую страну. Но разве эти поставки выходили когда-нибудь за рамками обычных хозяйственных договоров? Не было такого, и Москва не дала даже намека на то, что собирается выходить за существующие рамки этих хозяйственных отношений.

Если поток газа и нефти, исправно текущий в Литву, считать энергетической экспансией, то не проще ли тогда от него просто отказаться?

Поразительный факт. Прекращение подачи нефти по трубопроводу «Дружба» вызвало в стане литовских русофобов чуть ли не восторг. Но эта нефть как шла из России в Литву, так и идет, только танкерами, что дороже. Так что экономическое здравомыслие, кажется, совершенно отказало некоторым «государственным мужам» в Вильнюсе. А им бы стоило задуматься над тем, почему выход из строя «Дружбы» хронологически совпал с нежеланием Литвы конструктивно, по-рыночному, сотрудничать с главным поставщиком нефти. Но сотрудничать-таки пришлось. Правда, антироссийская риторика стала еще звонче.

Тот же г-н Ландсбергис не отказывает себе в удовольствии регулярно поучать Россию, как ей жить, постоянно перепевая цитату за цитатой из статей еще одного знаменитого русофоба – мосье Андрэ Глюксмана, который, не замолкая ни на день, обличает Кремль, Москву и всех русских чохом за кучу им же выдуманных прегрешений.

Недавно литовский ученик Глюксмана нашел еще один повод поучить нас. В канун 65-летия Великой Победы, он заявил: «Одна из воевавших сторон, празднующая победу, проиграла продолжение войны наихудшим способом – отказалась от премии, имя которой – демократия. Можно проиграть войну и выиграть в демократии. Тогда ты – победитель. Но если сознание охвачено синдромом поражения, отсюда – синдром реванша, далее – бесконечная война, мечта и стремление вернуть земли. В результате – не только слова, гонка вооружений и угрозы, внутренний геноцид, но и война против соседей»

Под соседями, разумеется, г-н Ландсбергис имеет в виду Грузию: он давний и страстный поклонник г-на Саакашвили. Несмотря на то, что солидная европейская комиссия, изучавшая причины войны между Россией и Грузией, заявила о вине Тбилиси в развязывании боевых действий, Ландсбергис уверен в том, что это Москва напала первой (как иначе?) на «демократическую Грузию». И постоянно рассказывает байки об особых заслугах и достоинствах настоящего демократа Михаила Саакашвили.

У г-на Ландсбергиса есть прилежные ученики. Так, все его идеологические трели постоянно повторяет еще один видный литовский консерватор, министр обороны Раса Юкнявичене, а такая заметная фигура, как спикер сейма Ирена Дягутене и подавно отличилась, «утерев нос» сразу и Москве, и Брюсселю. Она заявила: «К сожалению, мы вынуждены признать, что ЕС в течение двух десятилетий со времени окончания \"холодной войны\" так и не предложил России такую модель отношений, которая посодействовала бы ее политическому и экономическому прогрессу в соответствии со сценарием преемничества европейских норм». Вот так!

Литовских правых «понесло»: теперь у них вроде как есть право «учить жизни» и старожилов ЕС.

…Вот на таком политическом фоне, в обстановке всей этой малопристойной, и – не подобрать другого слова – провинциальной политической трескотни и проходило обсуждение в литовском сейме поправок в УК, которые политические обозреватели назвали «законом об оккупации».

Весьма точным было заявление в сейме депутата от партии «Порядок и справедливость» Юлюса Вяселки, который после принятия поправок сказал: «Смешно и противно. Те, кто сейчас прикинулись едва ли не святыми, сами верно служили Советскому Союзу!».