ВШЭ: российская промышленность "вплотную подошла" к спаду

На модерации Отложенный

 Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в России, рассчитываемый Центром конъюнктурных исследований НИУ-ВШЭ на основе данных опросов Росстата, в феврале сократился на 1 процентный пункт до минус 6%.

Это самое низкое значение индекса за последние 4,5 года. "Промышленность вплотную подошла к спаду", — делает вывод центр.

Как отмечает газета "Коммерсант", основным фактором снижения индекса стало ухудшение предприятиями оценок спроса на собственную продукцию — до уровня 2009 года. Столь же значительным оказалось и падение доли руководителей предприятий, отметивших повышение спроса и выпуска продукции по сравнению с предыдущим месяцем (16% и 18% соответственно).

Издание указывает, что схожие результаты получили и в Институте Гайдара (Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара): значение индекса промышленного оптимизма, рассчитываемого институтом на основе собственных опросов промышленников, в феврале стало отрицательным после трех месяцев роста, а индекс прогнозов стал минимальным за последние пять с половиной лет.

Помимо низкого спроса респонденты Росстата отметили в качестве самых значительных рисков неопределенность ситуации (49% респондентов) и нехватку финансовых средств (40%). На сокращение прибыли по сравнению с предыдущим месяцем указали 26% респондентов — это наихудший результат за последние четыре с половиной года. С учетом резкого роста ставок по банковским кредитам нагрузка на компании обрабатывающего сектора по части уплаты процентных платежей выросла до беспрецедентного уровня: на обслуживание займов у компаний теперь уходит две трети прибыли, подсчитали в Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП).

Положительная динамика промышленного производства вряд ли сохранится в феврале, сомневается Дмитрий Полевой из ING Bank. В свою очередь, глава Центра конъюнктурных исследований Георгий Остапкович полагает, что ситуацию не изменит и процесс импортозамещения: на уровне отраслей он заметен лишь в металлургии и пищевой промышленности, в остальных же отраслях носит фрагментарный характер.