Протоколы испанских мудрецов

На модерации Отложенный

Введение. В 1480 году для борьбы с тайными иудаистами - евреями, принявшими христианство, но продолжавшими скрыто придерживаться прежней веры, - в Испании по указу короля Фердинанда V, согласованному с Римом, была введена инквизиция.

Инквизиторы получили большую власть. При подозрении в тайном иудаизме обвинения предъявлялись невзирая на ранги и должности - епископам, архиепископам, министрам, секретарям, советникам короля.

Влиятельная и богатая иудейская община Испании с самого начала деятельности инквизиции почувствовала в ней смертельную угрозу для себя. Инквизиторы и сотрудничавшие с ними лица подвергались запугиванию, угрозам, шантажу. В 1485 г. был убит главный инквизитор Арагона доктор Педро Арбуэс; при этом сбор денег на наём убийц открыто проводила вся еврейская община Арагона. В 1492 г. «новохристиане» предложили королю Фердинанду 30 тысяч золотых за отмену инквизиции. Король, хотя и испытывавший значительные финансовые затруднения в связи с войной в Гранаде, не пошел на сделку. Прошло совсем немного времени, и «цена» инквизиции возросла более чем на порядок: в 1512 г. «новохристиане» предложили правительству 600 тысяч золотых с единственным условием: чтобы инквизиционные процессы были открытыми. Прошение было отклонено. В 1517 г. «новохристиане» предложили 800 тысяч золотых за открытость инквизиционных процессов. Прошение вновь было отклонено. Тогда было предложено заплатить 400 тысяч золотых с тем, чтобы имущество лиц, уличенных в тайном иудаизме, не конфисковывалось. И это прошение было отклонено.

Влияние инквизиции еще более усилилось при короле Карле V (правление 1519 - 56 гг.), «Дон Кихоте веры», категорически требовавшим, чтобы ни церковный, ни светский пост подозреваемого, ни его политические связи не влияли на результаты инквизиционного следствия. «Сорок лет царствования Карла V дали трибуналу инквизиции такую прочность, которую трудно было ожидать в 1516 г.». Аналогичную политику вел и преемник Карла V король Филипп II (правление 1556 - 98 гг.).

Поле деятельности инквизиции расширилось с появлением в Европе в 1520- х гг. протестантизма, а также других активных христианских сект, неизменно поддерживавшихся евреями.

Организация испанской инквизиции. В последней четверти XV в. перед испанскими королевствами Кастилией и Арагоном, объединенными в 1469 году в результате брака Изабеллы Кастильской и Фердинанда V Арагонского в единое государство, остро встал вопрос противодействия финансово- политической еврейской мафии, занимавшей прочные позиции в стране (1).

Основная борьба между государством и еврейской мафией развернулась в области религии: немалое количество евреев, формально принявших для облегчения карьеры христианство, продолжали тайно придерживаться иудаизма, сплачивавшего их в единую общину. 1 ноября 1478 г., по просьбе испанских монархов, папа римский Сикст IV издал буллу, разрешавшую организовать в Испании чрезвычайный трибунал, инквизицию. Важную роль в принятии решения об организации инквизиции сыграл Т. Торквемада (1420-98гг.), духовник и советник королевы Изабеллы. В 1480 г. был издан указ короля Фердинанда об организации инквизиции. 27 сентября 1480 г. были назначены два инквизитора. В феврале 1482 г. были назначены еще семь инквизиторов. 17 октября 1483 г. был образован совет («Супрема») - высшая инстанция инквизиции. Первым генеральный инквизитором был назначен Торквемада. 1 апреля 1484 г. король Фердинанд представил кортесам в Арагоне Торквемаду и тот назначил двух инквизиторов: Педро Арбуэса и Гаспара Хуглара. К 1492 г. трибуналы инквизиции действовали в 8 городах Испании. После завоевания Гранады (1492 г.) там также была введена инквизиция. В 1510 г. Фердинанд отправил инквизиторов в Неаполь, присоединенный им к своим владениям.

Основной задачей инквизиции являлась борьба с новообращенными евреями («новохристианами», «маранами»), продолжавшими тайно придерживаться иудаизма. Хотя суду инквизиции подлежали также еретики, двоеженцы, содомиты и так далее, однако большинство осужденных были евреями. Так, в 1488-1505 гг. из всех осужденных инквизицией в Барселоне 99,3 % были евреями; в Валенсии в 1484 - 1530 их число составило 91,6 %.

Борьба евреев против инквизиции. Иудейская община Испании XV в. была очень влиятельной. Например, пятеро высших чиновников Арагона по происхождению были евреями. В Кастилии евреями были не менее четырех епископов, трое секретарей королевы Изабеллы. Большинство знати Кордовы и Каталонии, по утверждению прокурора инквизиции Лусеро, были тайными иудаистами.

Указ короля встретил резкое сопротивление. Инквизиторы и сотрудничавшие с ними лица подвергались со стороны еврейской мафии запугиваниям, угрозам, шантажу. Летом 1485 г. был отравлен инквизитор Арагона Гаспар Хуглар. Его коллега, доктор Педро Арбуэс, опасаясь покушения, постоянно носил под одеждой железную кольчугу, остерегался ядов. Тогда еврейская община Арагона провела сбор добровольных пожертвований для найма убийц. Руководить убийством взялся Хуан де ла Абадиа, арагонский дворянин, еврей по матери. 17 сентября 1485 г. Педро Арбуэс был убит.

Однако результаты террора еврейской мафии против инквизиции оказались противоположны ожидаемым. Были назначены трое новых инквизиторов, им дали вооруженную охрану. Непосредственные исполнители убийства Педро Арбуэса были казнены. Замешанные в подготовке убийства чиновники Арагона, включая вице-канцлера, происходившего из семьи «новохристиан», были арестованы и наказаны.

Стремясь избавиться от инквизиции, тайные иудаисты решили обратиться непосредственно к правительству. В 1492 г. «новохристиане» предложили королю Фердинанду 30 тысяч золотых за отмену инквизиции. Король, испытывавший финансовые затруднения в связи с войной в Гранаде, заколебался. Тогда Торквемада пришел к Фердинанду и Изабелле и, сняв крест, сказал: «Иуда продал его за 30 сребреников - Вы можете продать за 30 тысяч». И король отказал евреям.

В 1490-х гг. борьба инквизиции с еврейской ОПГ шла с переменным успехом для обеих сторон. Например, когда глава инквизиции Торквемада предъявил обвинение в тайном иудаизме Хуану де Авила, епископу Сеговии, сыну еврея, тот сумел бежать в Рим где, подкупив (небезызвестного) папу римского Александра VI Борджиа, занял должность мажордома папского двора.

Процесс по обвинению в тайном иудаизме был возбужден (посмертно) против отца Хуана де Авила (4); однако так же оказался неудачным. В 1494 г. папа отправил Хуана де Авила посланником в Венецию. Позже, однако, в 1498 г., де Авила все же был осужден. В 1500 г. прокурор инквизиции Лусеро предъявил обвинение в тайном иудаизме архиепископу Толедо де Талавера, происходившему из семьи «новохристиан». Евреям удалось почти что поднять восстание в городе против инквизитора. В 1507 году они добились разрешения папы Юлия II на арест Лусеро. Прокурор был арестован, объявили о конфискации его имущества. Однако потом были арестованы его противники; кроме, впрочем, де Талаверы. Следствие по этому делу, которым руководил архиепископ Сиснерос, закончилось для прокурора инквизиции неудачно: он был снят с поста и назначен учителем в духовной школе.

Особенно болезненно явные и тайные иудаисты воспринимали конфискации своего имущества. Ведь это был ущерб, наносимый всей их общине. Основные усилия иудеев были направлены на спасение имущества. Его переводили на подставных лиц перемещали в другие страны через финансовых агентов и т.д. Сопротивление деятельности инквизиции чиновников, подкупленных еврейской общиной, облегчало этот процесс. «Большинство из купцов Барселоны за три года сопротивления властей этого города введению инквизиции успели ликвидировать своё имущество и вывезти капиталы» (5).

Но, в конце концов, «новохристиане» решили, что инквизиция наносит им неприемлемый ущерб. В 1512 г. они предложили правительству 600 тысяч золотых с единственным условием: чтобы инквизиционные процессы были открытыми.

Закрытость процессов была важнейшим условием успеха деятельности инквизиции. Если бы процессы велись открыто, то, очевидно, подавляющее большинство дел разваливалось бы, не доходя до суда, из-за подкупа, шантажа, запугивания или убийств свидетелей. Ведь острие инквизиции было направлено против самой могущественной мафии Испании, тайные представители и покровители которой занимали важнейшие посты в государственном и церковном аппарате управления страной и, вдобавок, пользовались колоссальными финансовыми возможностями - не говоря уже о международных связях. Поэтому предложение «сделать инквизиционные процессы открытыми» было фактически равносильно предложению отменить их вообще и, получив взятку, капитулировать перед мафией. Король на это не пошел.

В 1517 г. «новохристиане» предложили 800 тысяч золотых за открытость инквизиционных процессов. Прошение вновь было отклонено. Тогда было предложено заплатить 400 тысяч золотых с тем, чтобы имущество лиц, признанных в тайном иудаизме, не подвергалось конфискации. И это прошение было отклонено.

Усиление инквизиции. При правлении императора Карла V влияние инквизиции значительно усилилось. Король лично предписал, «чтобы еретики были преследуемы и наказываемы со всей суровостью и чтобы не дозволялось делать исключения ни для кого виновного, невзирая на чьи-либо просьбы, ранг или сан». «40 лет царствования Карла V дали трибуналу инквизиции такую прочность, которую трудно было ожидать в 1516 г.».

Сын Карла V и его преемник на посту испанского короля Филипп II продолжил политику активной борьбы с еврейской мафией.

Поле деятельности инквизиции расширилось с появлением в Европе в 1520- х гг. протестантизма и других активных христианских сект, неизменно поддерживавшихся евреями. Король Филипп II знал, что религиозная, политическая и пропагандистская война против его страны инспирировалась еврейскими кругами: «Все ереси, которые распространились в Германии и Франции, происходят от потомков евреев, точно так же, как мы это видели и каждодневно продолжаем видеть сегодня в Испании».

В конечном счете, инквизиция выполнила поставленную перед ней задачу: на территории Испании еврейская ОПГ прекратила свою подрывную и грабительскую деятельность; а её финансовые и политические возможности были существенно ограничены.

Примечания к протоколу N1.

1. Евреи в Испании. Евреи селились в Испании с античных времен. Они занимались там, как и в других странах, в основном ростовщичеством и спекуляциями. После христианизации страны в VI в. их деятельность стала подвергаться ограничениям. Положение изменилось после арабского завоевания Испании. «Евреи поддержали арабов... Вскоре они стали хозяевами Кордовы, Гранады, Малаги, Толедо... Гранада в прежние времена называлась городом евреев, так как вся была заселена евреями» (2). Нередко евреи достигали видных постов на службе у испанских эмиров (халифов). Например, Хасдай ибн Шапрут (917-77 гг.), из семейства бен Эзра, был министром иностранных дел при Абдаррахмане II. Самуил бен Нагрелла был министром Гранадского эмирата (XI век). Однако у местных жителей финансовые махинации евреев вызывали негодование. В Гранаде при правлении министра Иосифа, сына Нагреллы, вспыхнуло восстание. «В 1066 году из-за привилегий, которые он предоставил своим соотечественникам, произошел бунт, дома евреев были разграблены. Евреи Гранады переселились в другие города» (3). В отвоеванной испанцами у арабов территории ситуация была аналогичной. «В 1450 г. почти все сборщики налогов в Талавере - евреи... в 1449 г. в Толедо их соотечественники, хотя и новообращенные, занимались теми же делами» (3). Соответственно, в христианской части средневековой Испании также часто случались погромы евреев. В 1391 г. происходили погромы евреев в Севилье, Кордове, Толедо, Барселоне. В 1391 г. в Севилье было убито более 5 тыс. евреев.

В середине XIV в. в Испании обитало около 200 тыс. евреев, или 6.5 % населения страны.

2. Гретц Г. «История евреев», тт.1-12, 1904-6 гг.

3. Альтамира-и-Кревеа Р. «История Испании», М.,1951.

4. Отец де Авила был главным счетоводом королей Хуана II и Энрике IV, был возведен в дворянское достоинство, получил звание графа.

5. Прокопенко С.А. «Население Испании в XVI -XVII вв.», 2002 г.