Станет ли Абрамович "Героем капиталистического труда"?

Власть в очередной раз решила поэксплуатировать ностальгию по СССР.

Несколько дней назад, в самом конце марта, Владимир Путин подписал указ о возрождении в России звания «Герой труда». Звание Героя труда является высшей степенью отличия за особые трудовые заслуги перед государством и народом. Получить его смогут граждане, «как правило», ранее награжденные орденом «За заслуги перед Отечеством» (одной из четырех степеней). Герою труда будет вручаться знак особого отличия – медаль «Герой труда Российской Федерации». Она будет носиться на левой стороне груди выше других наград и располагаться после знака особого отличия – Звезды Героя Российской Федерации. Гражданам, имеющим звания «Герой труда» и «Герой России», по указу президента РФ на Родине может быть установлен бюст.

Зачем нужно восстановление звания «Герой труда»? Причины понятны: власти хотят сыграть на просоветской ностальгии российского общества. В СССР существовало звание «Герой труда», которое было учреждено ЦИК и СНК СССР в 1927 году. Награжденным вручалась грамота. В 1938 году было учреждено звание «Герой социалистического труда», которое существовало до 1991 года в привычном для нас виде. Иначе говоря, награжденным вручалась медаль «Серп и молот», а также орден Ленина и грамота Президиума Верховного Совета СССР.

Возвращение звания «Герой труда» в текущей капиталистической реальности выглядит анекдотично. В самом деле, можно ли наградить этим званием почетных тружеников – российских олигархов, которые до трудовых мозолей приватизировали вверенные им государством предприятия? Формально – можно, но, согласитесь, «герой труда Гусинский» (или, положим, Дерипаска, или Абрамович) будет звучать смешно.

Хорошо, но тогда – еще один вопрос: а рабочим их предприятий можно давать такие звания? Конечно. Но не будет ли это означать, что они – герои «труда на дядю» (в смысле – на частного предпринимателя)?

В СССР, где была государственная экономика, предполагалось, что Герой труда работает на государство и общество в целом. В современной России экономика частная. Конечно, можно награждать исключительно чиновников или работников государственных предприятий, но это – капля в море. Выходит, что в современных условиях звание выглядит нелепо. Конечно, люди привыкнут: человек ко всему привыкает. Сначала, для почета, наградят каких-нибудь артистов или ученых, или, как утверждают, мать 35 приемных детей. И Герои труда снова станут привычной частью общественно-политического пейзажа. Но диссонанс между капиталистической экономикой, где за труд должны платить деньгами, и социалистическим званием «Герой труда» сохранится. Ведь смысл этого звания – плата за труд почетом.

Отдельной проблемой будет сочетание советских званий с постсоветскими и императорскими орденами, которые присутствуют в наградной системе России. В СССР была собственная наградная система, и она была логичной. Высшим орденом был орден Ленина. Он ценился меньше, чем звания Героя Советского Союза или Героя Социалистического труда, но всегда вручался тем, кому присваивались эти звания. Тем самым подтверждался наивысший статус этой награды.

Правда, в отличие от Запада, в СССР не понимали самой идеи ордена. Дело в том, что орден – это элитный клуб, число мест в котором ограничено. Например, британский орден Бани предусматривает, что в нем не может быть больше 120 кавалеров (или дам) Большого креста.

А крайне престижный орден Подвязки имеет всего 25 кавалеров, включая монарха. Иначе говоря, на Западе орден является орденом в том числе и в старом, рыцарском смысле. Главой его всегда является монарх (в Британии или других монархических государствах). Во Франции президент является гроссмейстером ордена Почетного Легиона, учрежденного еще Наполеоном Бонапартом.

В СССР же лимита на награждение одним и тем же орденом или званием не было. В результате получалась профанация: были люди, 11 раз награжденные орденом Ленина, или четырежды – званием Героя Советского Союза (Леонид Ильич Брежнев). Пикантность этой ситуации придавал тот факт, что на родине дважды Героя должен был устанавливаться бюст. На родине четырежды Героя, выходит, надо было ставить два. По детским воспоминаниям я помню, что так и сделали.

У нас сейчас получается так. Сначала в нашей наградной системе идут звания Героя России и Героя Труда. Эти звания советские. Затем идут ордена: орден Святого апостола Андрея Первозванного, орден Святого Георгия. Это авторитетные ордена царского времени. Причем при царях выше ордена Андрея Первозванного ничего не могло быть в принципе. Достаточно сказать, что великие князья получали этот орден при рождении. Он был редким и сверхпрестижным.

Далее идет орден «За заслуги перед Отечеством» четырех степеней, учрежденный в 1994 году. То есть это орден ельцинского периода нашей истории. По протоколу президент России должен был носить знак этого ордена. Позднее это правило было отменено.

Далее идет орден Святой великомученицы Екатерины. Это орден царского времени, причем женский. Он является аналогом ордена Андрея Первозванного для дам. Великие княжны получали его при рождении. Отсюда красная лента, которой повязывали родившихся девочек, и голубая – для мальчиков. У нас орден Святой Екатерины возродил Дмитрий Медведев. 30 сентября 2012 года им неизвестно зачем был награжден мужчина – барон и меценат Эдуард Фальц-Фейн. У царей бы глаза на лоб вылезли.

Далее идет орден Александра Невского – царско-советский: в империи он существовал как орден святого Александра Невского, в СССР – как орден Александра Невского. Почему не добавили «святой», если есть ордена святого апостола Андрея Первозванного и святой Екатерины, – непонятно.

Потом идут советские ордена Суворова и Ушакова. Затем – учрежденный при Ельцине орден Жукова. Затем – опять имеющие корни в СССР ордена Кутузова и Нахимова...

Разбирать всю наградную систему России было бы слишком долго для небольшой статьи, но поверьте: она представляет собой невероятный салат из орденов Российской империи, Советского Союза, а также свежепридуманных Ельциным и его окружением. Причем царские высшие ордена занимают в российской наградной системе несвойственное им низкое место.

С учреждением звания «Герой труда» бардак в наградной системе усиливается. Один и тот же человек может быть, например, Героем труда и кавалером ордена Андрея Первозванного. Как такое может быть?..

Короче говоря, наши награды отражают бардак в головах у начальства и являются попыткой совместить несовместимое. Вместо того чтобы просто восстановить царские ордена, жестко установить лимит на количество награжденных и, согласно мировой практике, провозгласить главой высших орденов президента России, у нас пытаются скрестить ужа с ежом. В итоге ничего хорошего не получается.

Источник: http://www.km.ru/v-rossii/2013/04/03/vladimir-putin/707571-stanet-li-abramovich-geroem-kapitalisticheskogo-truda

24
1418
0