Недовольные граждане победили на выбрах в Чехии

На модерации Отложенный

На прошедших в Чехии парламентских выборах с большим отрывом одержала победу партия ANO (Акция недовольных граждан), которую возглавляет миллиардер словацкого происхождения Андрей Бабиш. ANO (в буквальном переводе «Да») получила около 30% голосов, в то время как правящая социал-демократическая партия нынешнего премьера Богуслава Соботки потерпела сокрушительное поражение, набрав лишь 7,3 %.

Потеряли поддержку избирателей и другие «старые» партии Чехии: правоконсервативные «Гражданские демократы» — 11,3% голосов, коммунисты — 7,8%, а либеральная Top 09 бывшего министра иностранных дел Карла Шварценберга — 5,3%.

Одновременно на политическую арену сенсационно вышли партии-аутсайдеры, такие как как левацко-анархистские «Пираты» (10,8% голосов) и правопопулистская, антимигрантская «Свобода и прямая демократия» — 10,6%. Выборы ослабили политическую систему Чехии, поскольку привели к дроблению партийного спектра и создали в значительной степени неуправляемый парламент, в который вошли девять партий. Президент Милош Земан заявил, что выдвинет Бабиша на пост премьер-министра, несмотря на то, что против него открыто уголовное дело по поводу незаконно присвоенных дотаций ЕС. К тому же, новый депутатский мандат освобождает Бабиша от судебного преследования.

Олигарху предстоит длительный и сложный поиск партнеров по коалиции, так как в чешском политическом истеблишменте он считается «нерукопожатной» личностью. Позволят ли ему фракции парламента сформировать кабинет министров и возглавить его — вопрос пока открытый. При этом несомненно одно: политический ландшафт Чехии кардинально изменился, людям надоели традиционные партии политического мейнстрима и связанные с ними коррупция, бюрократия и игнорирование национальных интересов.

Либеральная газета Hospodárské noviny пишет, что это — конец политики в том виде, как ее знали чехи до сих пор. Праволиберальная Mladá fronta Dnes отмечает полное переформатирование политической карты Чехии. Практически все чешские газеты пишут о «политическом землетрясении».

По мнению австрийских наблюдателей, победа Бабиша означает углубление идеологического раскола внутри Евросоюза: складывается своеобразная «антибрюссельская» коалиция стран Центральной Европы, ранее входивших в Австро-Венгерскую империю. Сама Австрия в результате последних выборов фактически примкнула к странам «Вышеградской четверки» (Чехии, Словакии, Венгрии и Польше), которые не разделяют позицию Брюсселя по широкому кругу вопросов, прежде всего в отношении мигрантов.

Голосование в Чехии было в значительной степени протестным: выборы подтвердили тенденцию, которая наблюдается как в Восточной Европе (Венгрия, Польша), так и в «продвинутых» странах Евросоюза (Австрия, Германия, Франция). Это глубокий кризис традиционных партий правого и левого центра, неспособных дать адекватный ответ на новые вызовы в Европе и мире.



Андрей Бабиш — второй после Петра Келлнера миллиардер Чехии, его состояние превышает 4 миллиарда долларов. В бизнес-империю словацко-чешского олигарха, созданную уже после падения коммунистического режима, входят химические предприятия, СМИ и агрохолдинги. Бабиша сравнивают с другими политиками-миллиардерами, прежде всего с Сильвио Берлускони и Дональдом Трампом. Сам Бабиш заявляет, что будет управлять страной как менеджер (нечто подобное утверждал в США Дональд Трамп). В ходе выборов Бабиш позиционировал себя в качестве альтернативного политика, борца с коррупцией и миграционным нашествием.

Он также позволял себе критические высказывания в адрес Евросоюза. На самом деле, Бабиш — не политический маргинал, до мая этого года он был министром финансов в правительстве Богуслава Соботки. В качестве министра он смог провести в жизнь систему электронной отчетности, которая сильно ограничила коррупционную практику в сфере малого бизнеса. Эта малопопулярная мера привлекла дополнительные средства в государственную казну.

В преддверии выборов на Бабиша обрушилась волна компромата. Евросоюз обвинил бизнесмена в присвоении субсидий ЕС в пользу принадлежащего ему холдинга Agrofert, который занял монопольную позицию в аграрном секторе Чехии. Бабиш категорически отвергает эти обвинения. В западной прессе также появился ряд статей, в которых Бабиш изображается проводником влияния России: он якобы был агентом StB (госбезопасность Чехословакии) и до сих активно использует в своих коммерческих структурах бывших сотрудников коммунистических спецслужб.
 
В результате развязанной против Бабиша кампании в прессе и парламенте в мае этого года он был вынужден покинуть пост министра финансов. Против него было заведено судебное дело по обвинению в незаконном присвоении субсидий ЕС, однако это не отпугнуло чешских избирателей, которые отдали свои голоса Бабишу и его партии ANO. Скорее наоборот, нападки повысили популярность Бабиша как борца с коррумпированным политическим истеблишментом.

Андрей Бабиш тесно связан с нынешним президентом Чехии Миланом Земаном. Их сближают как коммерческие интересы, так и общность взглядов на европейскую политику, в частности, в отношении России и кризиса на Украине. Бабиш выступал против антироссийских санкций и подвергался на Западе критике за «пропутинскую» позицию. Он резко критикует миграционную политику Ангелы Меркель, категорически выступает против включения Чехии в систему беженских квот и вступления страны в еврозону.

По большинству принципиальных позиций Бабиш резко отличается от прозападных политиков либерального толка, таких как уходящий в отставку премьер Богуслав Соботка. Однако евроскептицизм Бабиша имеет свои границы: формально он за сохранение членства Чехии в Евросоюзе и НАТО — при определенных оговорках. В этом смысле так далеко в отрицании «общеевропейских ценностей», как Венгрия или Польша, новое чешское руководство вряд ли зайдет.