Роскосмос превращает Алтай в свалку космического мусора?

На модерации Отложенный

Как-то мы писали о том, что в Алтайском крае и Республике Алтай существует такая проблема как загрязнение территории ракетными отходами.

На днях тема космического мусора получила развитие. 17 октября в Республике Алтай прошло совещание с участием главы региона Хорохордина Олега, посвященное влиянию ракетно-космической промышленности на окружающую среду и здоровье жителей Республики Алтай. Это совещание стало примечательным тем, что вопреки уже сложившейся традиции говорить только о хорошем, заместитель министра природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай Евгений Мунатов сообщил, что на территории падения отделяющихся частей ракет-носителей до сих пор остаются не вывезенные специалистами Роскосмоса фрагменты. Хотя, согласно договору, заключенному между организацией и Республикой Алтай в 2000 году, эти обломки должны вывозиться.

Этот факт был давно известен жителям региона, однако на официальном уровне о сложившейся ситуации заговорили впервые. Вообще проблема утилизации космических отходов, падающих на территорию Республики Алтай и Алтайского края, существует уже давно. Еще в 2011 году было опубликовано открытое письмо жителей Чарышского района Алтайского края, касающееся этой злободневной темы.

В своем письме жители рассказали о вопиющем факте несоблюдения Роскосмосом обязательного экологического сопровождения всех запусков ракет-носителей в рамках производственного экологического контроля и мониторинга. Это выяснилось после того, как жители Чарышского района, получив на своё обращение с просьбой провести экологическое обследование района падения частей ракет-носителей ответ Роскосмоса о том, что «результаты исследований показали, что в районах падения ступеней ракет следы ракетного топлива после проведения типового комплекса утилизационных работ полностью отсутствуют, в том числе на территории Алтайского края и Республики Алтай негативного воздействия на окружающую среду не выявлено», решили провести своё обследование территории.

Как писал Александр Половинкин, житель Чарышского района, сотрудник газеты «Животновод Алтая»: «После получения долгожданного известия от Роскосмоса, мы прошли по истоку реки Сентелек маршрутом от села Покровка — белок Горький — белок Моховой. За день осмотра территории только вдоль тропы было найдено семь фрагментов ступеней. Величиной от 50 см до 2 метров. Примечательно, что самый большой фрагмент, найденный нами, лежит на склоне горы, на самом видном месте. С хорошей оптикой его можно разглядеть из села Покровка. Что еще более интересно, этот кусок металла остался от ракет-носителей «Восход», то есть ему около сорока лет! Так очищают от «космического» мусора истоки наших рек?» То есть получается, что отчет Роскосмоса о проделанной работе на деле может оказаться фиктивным? В свете таких событий комментарий организации, «ответственной за космос», на жалобы властей Республики Алтай: «С республикой Алтай и другими регионами мы работаем в штатном режиме, все вопросы решаются в рабочем порядке», воспринимается неоднозначно.

Если говорить о загрязнении окружающей среды отходами ракет-носителей, то утилизация этих отходов является относительно ясной и понятной задачей – увидел, собрал, увез. Другое дело, что остается малоизученным вопрос влияния таких отходов на окружающую среду и человека. Официальной информации по этой теме крайне мало, и вся она сводится к отчетам Роспотребнадзора, Министерства здравоохранения и прочих структур с примерно одинаковым содержанием: столько-то проб взято, столько-то людей обследовано – всё в пределах нормы. А если и выявляются случаи высокого содержания тяжёлых металлов или диоксинов, то, как писал тот же житель Алтайского края Александр Половинкин: «Чтобы опровергнуть сам факт воздействия ракетно-космической деятельности и не обсуждать ее последствия, подыскиваются новые объяснения, более убедительные, чем влияние Семипалатинского полигона на здоровье людей.

Теперь говорят так: «Основным источником загрязнения Алтая является не ракетно-космическая техника, а предприятия горно-металлургического производства в Усть-Каменогорске или последствия ранее использовавшихся в агрономии химических препаратов таких как ДДТ и подобных им…». Или как это пишут в случае с Республикой Алтай, где нет горно-металлургического производства – «неблагоприятная радиационная обстановка в республике из-за её географического положения. На территории Горного Алтая находятся тектонические разломы и гранитные отложения с повышенным содержанием урана, тория, бериллия, молибдена, вольфрама и девонских вулканитов».

Может быть, так и есть, и высокая онкозаболеваемость в Республике Алтай и Алтайском крае не связана с падением частей ракет-носителей, но явный запрет на исследование, обсуждение этой темы всё же наталкивает на мысль, что не всё так просто.

Кстати, в 2006-м году Роскосмос начал выплату компенсаций Алтайскому краю за экологический ущерб от запуска ракет-носителей с Байконура. Сумма, конечно, смешная - 1,2 млн рублей в месяц на 30 000 человек при выплате Роскосмосу за коммерческий запуск теми же США 65 млн.долларов. Однако важен сам факт выплат, которые можно расценивать как признание наносимого вреда.

Возможно, после освещения проблемы с утилизацией частей ракет-носителей к вопросу изучения воздействия ракетно-космической деятельности и восстановления окружающей среды и здоровья людей будут подходить более ответственно. И слова Хорохордина Олега, главы Республики Алтай, сказанные на совещании 17 октября: «Предусмотреть возможность направления жителей территорий, входящих в зону падения, на санаторно-курортное лечение», не останутся просто словами.