СМИ: прокуратура заинтересовалась главой РКК "Энергия"

На модерации Отложенный

По некоторым данным, следователи прокуратуры заинтересовались ОАО "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С.П.Королева" во главе с Виталием Лопотой, пишет "Трибуна". Издание напоминает, что это — "та самая РКК, которой удалось удивить всю страну, чуть не приняв в эксплуатацию ракетные агрегаты, склепанные в самарских гаражах".

В 2008 году ЗАО "Волжское конструкторское бюро ракетно-космической корпорации "Энергия" им. С. П. Королева" (ВКБ РКК "Энергия", дочернее предприятие ОАО "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" в Самаре) получило заказ от головного офиса на изготовление оборудования для ракетно-космических комплексов. В свою очередь, ряд деталей самарское предприятие заказало у ФГУП "Усть-Катавский вагоностроительный завод им. С. М. Кирова" в рамках гособоронзаказа. Однако в ходе испытаний в 2009–2010 годах оказалось, что детали имеют признаки контрафактной продукции. В результате было возбуждено уголовное дело в отношении бывшего заместителя генерального конструктора ЗАО ВКБ РКК "Энергия" Михаила Фирстова. По версии следствия, он отдал производство сторонней компании "Энком", которая была аффилирована с его родственниками. Там "буквально в гаражных условиях" были произведены контрафактные блоки для ракет. После этого детали были отправлены на Усть-Катавский вагоностроительный завод, где их промаркировали и выдали за собственную продукцию.

Между тем, у одного из подразделений прокуратуры Московской области появился ряд вопросов к высшему менеджменту "Энергии". В том числе — к самому Лопоте по поводу "взаимодействия" "Энергии" с крупнейшим производителем ракетных двигателей НПО "Энергомаш". Главе РКК предлагается ответить, на каком основании была создана управляющая компания, контролирующая "Энергомаш", кто формировал цену и т.д. Еще один блок вопросов касается проекта "Морской Старт" — структуры доходов, собственности на активы, деятельности ряда компаний (ИК Трансфер, ИК Развитие, ООО Энергия Ложистикс"), а также долгового бремени и кредитных обязательств "Энергии" и "Морского Старта".

Напомним, для участия в проекте "Морской старт" в 1995 году объединились американский "Боинг", российская РКК "Энергия", норвежский "Кварнер" и украинские "Южмаш" и КБ "Южное". В 2009 году "Морской старт" подал заявление о добровольном банкротстве. Сумма долгов, по разным данным, составляла на тот момент от $500 млн до $1 млрд. Кроме того, возникли финансовые претензии между партнерами по проекту: "Боинг" подал на РКК иск о взыскании долга в сумме $112 млн. Сходная задолженность имелась у РКК и перед компанией "Кварнер". В результате процедуры банкротства большая часть долгов была заморожена, а компания реорганизована – вместо нее появилось несколько новых взаимосвязанных компаний. В конце 2010 года проект вновь возглавила "Энергия" — при поддержке государства. "Для возобновления проекта РКК создала структуру, включающую в себя российские компании "Энергия-Оверсиз" и "Энергия-Лоджистикс", их американские клоны с такими же названиями и еще несколько "дочек" в швейцарской, люксембургской и иных благодатных юрисдикциях. А затем – прибегла к масштабным заимствованиям", — писали журналисты "Парламентской газеты".

Объемы кредитов уже достигли $250 млн. Кроме того, существует обязательство дочерней компании РКК "Энергия" — Energia Overseas Ltd. — перед американскими партнерами по предоставлению проекту оборотного капитала еще на $200 млн.

На фоне обвального падения доходов от проектов и роста заимствований, отмечает "Трибуна", российское ракетное ведомство прощает долги коллегам из Украины. По данным портала "Вслух", неоплаченная задолженность "Энергии" перед украинским "Южмашем" за изготовление ракет-носителей по итогам 2012-го составит почти $30 млн. Общая сумма неоплаты включает $6,3 млн за системы управления, $5,44 млн за камеры сгорания двигателей, $2,54 млн за сами двигатели и $15,59 млн за изготовление и сборку ракет-носителей. Этих денег в бюджете РКК нет. В свою очередь, и "Южмаш" задолжал "внучке" РКК – компании Энергия-лоджистикс — более $136 млн.