В Москве прошли международные игры детей, одолевших рак

На модерации Отложенный

МАНДАТНАЯ и врачебная комиссии перед этими стартами представляют собой, наверное, самое парадоксальное явление, которое только возможно в мире современного спорта – как любительского, так и высших достижений.

Если в обычных соревнованиях эскулапы предварительно освидетельствуют конкурентов на готовность организма к повышенным нагрузкам, а в паралимпийском движении дополнительно удостоверяются в наличии физического недуга или анатомического ущерба, то здесь вдобавок к упомянутым требованиям «клиент» еще должен представить справки о перенесенном и успешно преодоленном заболевании. Да не каком-нибудь, а… онкологическом.

Идея Всемирных игр победителей родилась три года назад в Польше. Для ее воплощения в жизнь, наверное, нужно было, чтобы лечебная онкология достигла такого уровня, что о ремиссии заболеваний у детей стало возможно говорить в статистически значимых величинах. Это случилось уже на памяти ныне живущего поколения. И почти сразу по всему земному шару доктора стали сталкиваться с психологическим синдромом перенесших рак мальчиков и девочек: с медицинской точки зрения они вполне полноценны, а вот внутренне продолжают страдать. Что, естественно, только на руку их общему врагу в лице возможного «эха» болезни.

Общеизвестно, что спортивные состязания для преодоления подобных комплексов подходят как нельзя лучше. И вот в начале этой недели на московском стадионе «Локомотив» прошли третьи в истории Всемирные игры победителей среди детей, перенесших онкозаболевания.

Распределенные по трем возрастным группам две с половиной сотни мальчишек и девчонок соревновались в стрельбе, настольном теннисе, плавании, шахматах, футболе, беге и спортивной ходьбе. Мантию главного рефери примерил олимпийский чемпион Антон Сихарулидзе, а хлопоты по организации праздника и оплате проезда и проживания взял на себя благотворительный фонд «Подари жизнь» во главе с актрисами Чулпан Хаматовой и Диной Корзун.

В финале было все как надо. Мини-футбольная сборная России обыграла Украину, а вратарь-стена нашей команды семиклассник Саша Харитонов из города Ливны (куда, на пару с соседним Плавском, как рассказывали знакомые военные, грозовым маем 1986-го посадили следовавшую прямым беспересадочным перелетом Чернобыль–Москва радиоактивную тучу – совсем другая вроде история, хотя как знать…) пропустил только один мяч.

Получил медаль и… в сопровождении отчима Сергея Мухи отправился в больницу на очередную медицинскую процедуру. Надо же, а с виду и не скажешь, что этот атлетичный крепыш два года назад перенес пересадку костного мозга…

И ничего страшного, что пока программа Игр победителей весьма скупа, а закрываются они на следующий день после открытия. И не беда, что состав участников сильно напоминает географию игр социалистического лагеря «Дружба», а русская речь тут слышна чаще любой другой. В конце концов, современные олимпиады тоже поначалу были весьма лаконичны и субтильны, не говоря уж о паралимпиадах. И не будем излишне придирчивы к ребятам, чаще обычного рефлексировавшим в ответ на настойчивые расспросы журналистов и умоляюще посматривавших на мам и пап (по регламенту турнира каждый ребенок приглашался в Москву в сопровождении одного взрослого). Ведь все они победители, которых, как известно, не судят.

Как сказала 15-летняя Ира Белоглазова, четыре года назад перенесшая остеогенную саркому: «Первая победа – выжили. Вторая победа – спорт. И третья победа, когда окружающие будут принимать инвалидов как равных!»

Ну как, окружающие? Кажется, нас вызывают… на старт?

Справка «ВМ»

В России ежегодно раком заболевают около 5 тыс. детей и подростков. Половина из них выздоравливают благодаря современному лечению. Еще 30% могли бы выжить, но умирают из-за нехватки денег на лекарства, операции и оплату мест в клиниках. Лечение пациента, не нуждающегося в трансплантации костного мозга, обходится сегодня в 300–400 тыс. руб., в случае трансплантации стоимость возрастает на порядок.