Полицейский — это тот же милиционер, но с жетоном

Законопроект «О полиции» на следующей пройдет второе чтение в Госдуме. Возможно, возникнут какие-то дискуссии. Однако уже очевидно, что реформа МВД будет носить косметический характер.

В четверг, 20 января, комитет по безопасности Госдумы рассмотрел поправки в президентский законопроект «О полиции» перед вынесением его на второе чтение, которое намечено на 25 января. Всего в комитет поступило около 600 поправок, из которых 162 были внесены в таблицу «на принятие». Некоторые поправки вернули на доработку.

Как уточнил зампред комитета Владимир Колесников, в документ не вошли поправки, касающиеся социальных гарантий и материального обеспечения сотрудников будущей полиции. По его словам, они не учитывались, поскольку предполагается, что позднее на этот счет в Госдуму поступит отдельный законопроект.

Справка. Закон «О полиции», который предусматривает масштабную реформу системы МВД, вступит в силу 1 марта 2011 года. Впервые в истории страны законопроект был вынесен на обсуждение общественности в Интернете и некоторые из высказанных гражданами предложений были внесены в проект документа, который затем поступил на рассмотрение в Госдуму. Законопроект был принят в первом чтении.

Председатель комитета Госдумы Владимир Васильев и представитель МВД Сергей Булавинов в самом начале заседания комитета предупредили, что поправки на отклонение и принятие уже согласованы с Кремлем и правительством. Подавляющее большинство поправок, рекомендованных к принятию, — технические. Например, депутаты уточнили, что полицейские могут пользоваться не «служебными собаками», а «служебными животными».

Обсуждение длилось около шести часов, но требующим принципиальных нововведений депутатам из межфракционной группы (созданной для коррекции этого закона) удалось лишь договориться, что некоторые нормы будут дополнительно согласованы с МВД и Кремлем.

Больше всего споров и нареканий вызвали части закона, где говорится о правах как обычных граждан, так и самих полицейских. Из наиболее значимых поправок, одобренных комитетом, можно выделить норму, обязывающую полицейского представляться гражданину, называя фамилию, звание и должность.

Также уточнилось право задержанного на один звонок. В прежней формулировке задержанный полицией имел право на один телефонный звонок вне зависимости от того, дозвонился он или нет. В новой формулировке речь идет о праве на «телефонный разговор» в первые три часа с родственниками или адвокатом. Кроме того, факт оповещения родственников должен быть отмечен в протоколе.

Согласились депутаты с поправкой, которая гласит, что за нарушения прав гражданина извинения теперь сможет приносить не только сам полицейский, но и его начальство, причем в той форме и месте, в какой пожелает сам гражданин.

Проникающий полицейский

Немало споров вызвало обсуждение поправок к вопросу о возможности проникновения сотрудников полиции в жилье граждан без их согласия. В текущей редакции закона предусмотрены следующие случаи: для спасения жизни людей, для задержания правонарушителей, для пресечения преступления и для установления обстоятельств совершения преступления.

Последний пункт и стал камнем преткновения, так как, по мнению ряда депутатов, это даст сотрудникам полиции чрезмерные полномочия, которыми многие будут злоупотреблять. В итоге этот пункт отправили на доработку.

Помимо этого, была рекомендована к принятию поправка о том, что полиция обязана будет проинформировать хозяина жилья о факте проникновения не в «кратчайший срок», а за 24 часа. Кроме того, об этом должен быть оповещен прокурор.

Накануне, комментируя подготовку ко второму чтению президентского законопроекта «О полиции», председатель комитета Госдумы по безопасности заявил журналистам, что полицейский сможет проникать в жилища в исключительных случаях, не терпящих отлагательств. Он также сообщил, что, согласно новому закону, полицейские получают право по удостоверению проходить не только в учреждения и общественные организации, но и в частные охранные структуры.

«В последние месяцы мы наблюдали попытки целого ряда правоохранительных органов и спецслужб расширить свои полномочия, в том числе за счет возможности проникновения в жилище и ведение каких-то действий без получения специальной санкции. В их числе ФСБ, Следственный комитет, теперь полиция, — заявил BFM.ru эксперт московского Центра Карнеги Николай Петров.

— Это опасно не само по себе, а опасно в ситуации, когда реальный общественный контроль за деятельностью ведомств никак не осуществляется».

По мнению эксперта, ситуации, когда сотрудникам правоохранительных органов нужны особые полномочия, действительно возникают, однако это должно сопровождаться усилением общественного контроля. «Необходимо, чтобы жесткое наказание, которое может последовать за нарушение закона, лишало бы в дальнейшем правоохранителей искушения злоупотреблять полномочиями», — сказал Петров.

При этом эксперт приводит опыт других стран. «Полиция, которая вдохновила разработчиков нашего закона поменять название наших органов МВД, в большинстве цивилизованных стран жестко контролируема и не может преступать рамки закона. Нужно перенять это. Но это не может быть сделано на каком-то конкретном участке, в ситуации, когда реальные возможности общества крайне слабы. Это возможно, но не на уровне одного закона, а только при системных изменениях и при разделении властей, которого у нас пока нет», — уверен специалист московского Центра Карнеги.

«Заранее соболезную гражданам»

После заседания депутат Госдумы от «Справедливой России», член межфракционной группы по доработке законопроекта Геннадий Гудков отметил, что отклонение ряда поправок является показателем, что масштабная реформа МВД на практике не состоится. «У нас останется ЗАО «Полиция», так и не проработан механизм общественного контроля, который мы предлагали создать своими поправками, — сказал он. — Была задумана важная и нужная реформа, однако на деле качественных изменений не произойдет, в связи с чем заранее соболезную гражданам».

Гудков считает, что принятие закона «О полиции» вовсе не означает кардинальную реформу МВД — дело ограничится лишь сменой названия. «Никакой реформы не будет. Это совершенно очевидно», — уверен он.

С Гудковым согласен и депутат-единоросс Александр Хинштей. Он отметил, что в целом законопроект носит «косметический» характер и не решает главную проблему — не меняет систему.

В итоге, на заседании выяснилось, что от первоначального варианта редакция второго чтения отличается лишь нюансами. Напомним, первый текст в Госдуме был раскритикован представителями не только оппозиционных фракций — имелись замечания и у некоторых единороссов.

Жетоны на миллиарды и неопределенность

Вчера представители МВД так и не сообщили, по каким правилам будет осуществлен перевод сотрудников из существующего ведомства в создаваемое. Пока известно только, что, как заявил Владимир Васильев, прокуратуре дано поручение проверить налоговые декларации всех сотрудников милиции, пожелавших служить в полиции. Между тем, по мнению многих депутатов, вопрос подбора кадров для будущей полиции едва ли не один из самых важных.

Ряд экспертов считает, что если основная масса милиционеров беспрепятственно перейдет в новую структуру, все нормы о защите прав человека, о подконтрольности полиции общественным организациям, будут уже не слишком важны. До сих пор неизвестен точно и объем так называемого социального пакета, который получит каждый полицейский.

О новых полицейских достоверно известно разве только то, что с 1 марта сотрудникам правоохранительных органов, которые будут нести службу непосредственно на улицах российских городов, выдадут специальные жетоны с личным номером. Любопытно, кому достанутся красивые номера, например, состоящие из одних единиц или семерок. Если верить в светлую идеологию создаваемой структуры, то, конечно же, можно предположить, что доставаться они будут не по блату, а по случайному принципу.

Между тем, скептически настроенные эксперты заявляют, что новые жетоны будут чуть ли не единственным отличием полицейских от милиционеров, которое смогут наблюдать обычные граждане. Не считая новой формы, конечно. К слову сказать, по подсчетам главы финансового департамента МВД РФ Светланы Перовой, полицейские жетоны обойдутся госбюджету в один миллиард рублей. Правда, председатель комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев назвал иную сумму — 2 млрд рублей. Но в любом случае выходит, что даже если сбудутся самые пессимистичные прогнозы экспертов и ситуация с правоохранительными органами не изменится кардинально, «косметический ремонт» Министерства внутренних дел обойдется в кругленькую сумму.

Источник: http://www.bfm.ru/articles/2011/01/21/policejskij-eto-tot-zhe-milicioner-no-s-zhetonom.html#text

20
2245
0