Чтобы отвязаться от блогера, его взяли на работу

Корреспондент «Комсомолки» Андрей Рябцев попытался понять, чем студент 4-го курса соцфака так впечатлил петербургских чиновников, что они допустили его до самого сокровенного - до власти [обсуждение] - Только у меня беспорядок, уже год здесь не живу. Когда стало протекать, к девушке переехал. Лилось, как из трубы! - извиняется Федор.

Мы поднимаемся по истертой лестнице на второй этаж старинного петербургского дома. Добротные, но давно не мытые витые перила, сиротская лампочка Ильича под четырехметровым потолком, кисло-пыльный запах коммуналки... Год назад комната здесь стоила миллион рублей. Теперь за нее студент Федор Горожанко не получит и половины.

Федор тянется к форточке. Часть рассохшейся рамы с хрустом отламывается и остается у него в руках. Отсыревший угол страшен, как гангрена. Да тут ремонта тысяч на сто!

- Вот ты это понимаешь. А чиновники - нет. - Федор достает из почтового ящика конверт. Строгий синий штамп сообщает: «Правительство Санкт-Петербурга. Администрация Адмиралтейского района». Ну вот, опять. Пишут, что заплатили мне 40 тысяч. Но это только за прошлый год. В этом-то тоже протекало! Снова придется судиться...

На пламенного революционера этот парень не похож. На голосистого комсомольского вожака - тем более. Худощавый, с глубокими задумчивыми глазами на бледном лице. А главное - голос, он не тихий, а какой-то вкрадчивый. Кажется, я понимаю, почему на Горожанко обратили внимание чиновники. Из удивления! «Как?! Вот этот студентишка смог объединить вокруг себя тысячи?! Ну-ка, ну-ка, дай-ка на тебя посмотрю, что это за чудо такое чудное?»

В топе

Сайт zalivaet.spb.ru Федор сделал всего за пару дней. Разозлился и сделал.

- А что мне оставалось? - пожимает острыми плечами Горожанко. - Уговаривать крышу, чтобы она не протекала? Я только успевал тазики менять! Звонил в управляющую компанию, мне говорили: скоро, скоро, потерпите...

Тогда адреса в доменной зоне .spb.ru раздавали бесплатно. Федор сам себе администратор, сам себе редактор. Так что финансовые затраты минимальные.

Интернет - как домино. Волна перепостов тут же вознесла Горожанко в топы самых обсуждаемых городских новостей, начали названивать журналисты с просьбами об интервью. Очевидно, Федор попал в десятку. На сайт посыпались сотни жалоб. Выяснилось, что с крышами в городе прямо беда.

- Вот смотри, у меня все отмечено на карте. - Федор достает из студенческого рюкзачка недорогой китайский планшетник (на модный iPad, видимо, пока не заработал). На экране появляется карта города, утыканная треугольниками с восклицательными знаками. Все это - протечки.

- Уже больше двух тысяч, - гордится Федор. - Все обработано, перенаправлено в прокуратуру, в администрацию...

- Наверное, и прибыль пошла? С пользой для дела, так сказать, - замечаю я, разглядывая на сайте Горожанко баннер с рекламой конторы, предлагающей отремонтировать кровлю качественно и недорого.

- Это мне в прошлом месяце нечем было за Интернет заплатить, за баннер три тысячи дали. Рублей, - опускает глаза Федор и... натурально краснеет!

- Что в этом зазорного? - удивляюсь я.

- Ну, это некоммерческий проект, - бубнит обиженно Федор. - Я его создавал, чтобы показать проблему, людям помочь... Месяц повисит, потом сниму баннер! - торжественно обещает совестливый Федор.

Весельчак У и аномалия

Это сейчас 22-летнего студента соцфака СПбГУ Федора Горожанко приглашают на «круглые столы» по проблемам ЖКХ в качестве эксперта. А всего лишь год назад Федя был одним из сотен жалких просителей. Пока Федина крыша непрерывно текла, заявление его, испещренное визами и резолюциями, доковыляло до главного районного коммунальщика с экзотическим даже для мультикультурного Петербурга именем - У Дюн Ир. Тут нужно на секунду отвлечься и уяснить: сегодня в России ответственность за все коммунальные проблемы несут управляющие компании. Чиновники от ЖКХ оказываются ни при чем, они всего лишь выступают в качестве заказчиков услуг. Поэтому господин У (это фамилия) согласно замечательному российскому законодательству на основании жалобы Горожанко подал иск к управляющей компании, которой - вот так совпадение! - руководит тоже господин У (тоже фамилия), только Евгений Дюнирович. При беглом изучении генеалогического древа обоих господ У выяснилось, что исполнитель (директор ООО «Жилкомсервис № 1 Адмиралтейского района») является родным сыном заказчика (руководителя Государственного учреждения Жилищное агентство Адмиралтейского района). То есть папа-чиновник направляет бюджетные деньги сыну-бизнесмену.

Евгений Дюнирович У (который сын), точнее, его фирма крышу-то починила. Но этой весной кровля опять потекла, еще сильнее, чем прежде!

- Система ЖКХ создана так, чтобы осваивать как можно больше денег, причем безотчетно, - убежден Федор.

За два года своих наблюдений за работой питерских коммунальщиков Горожанко пришел к парадоксальному выводу: новые протечки появляются именно там, где в предыдущем году проходил ремонт.

- Нам по телевизору рассказывают про аномально снежную зиму и аномально жаркое лето. Аномалии у них сплошные, - возмущается Горожанко. - Крыши в советское время делали качественнее, чем сейчас, - вот главная аномалия!

Но Федор не унывает. И верит в человечество. Опять-таки по его наблюдениям, практически все иски против коммунальщиков люди выигрывают. Только вот судиться с чиновниками и управляющими компаниями не все решаются: суд - это хлопотно. Но главное - в закостенелости стереотипа: бодаться с государством - себе дороже.

- Этот стереотип нужно ломать. И делать систему прозрачнее, - дает мне рецепт счастливой жизни Горожанко.

«Защищался, но продолжал снимать»

- Федор, тебя когда-нибудь били? В сфере ЖКХ крутятся большие деньги, это может быть опасно для здоровья, - напоминаю я Горожанко.

- Да за что меня бить, - кажется, сам себя убеждает Федор и рассказывает мне историю из первых месяцев своей общественной жизни.

Пришел Горожанко, тогда еще начинающий правдоискатель, в офис управляющей компании и выдвинул требования.

- Это ваша обязанность, ремонтируйте мою крышу, - пересказывает свою тогдашнюю речь Федор.

Но сотрудники компании слушаться студента отказались. И никакой бумажки об отказе не дали. А посоветовали отправляться куда подальше. Горожанко ушел, но вернулся с видеокамерой. Чем страшно огорчил юриста управляющей компании. Огорчил настолько, что мужчина кинулся на Горожанко с кулаками.

- А ты чего?

- Я защищался, но продолжал снимать.

- А он чего?

- А он меня повалил на пол и продолжал бить. Я все это снимал.

- А дальше?

- Я выложил все у себя на сайте. Посмотри, до сих пор ролик висит, - доволен собой Федор.

Вот так поколение выросло! Ему по правой, а он подставляет левую... и все сливает в Интернет!

Эльза из «Э»

Когда власть обнаруживает нечто неизученное, но, по ее разумению, вредное для электората, она тут же реагирует. Потому что как бы чего не вышло. Реакция эта, как ни прискорбно, описана в учебниках по психиатрии в разделах «психопатия»: реакция, неадекватная раздражителю. Классический пример - запрет так называемых монстрантов, которые от скуки устраивали флешмоб: выходили на улицы с бессмысленно смешными лозунгами типа «Ну и что?». Вот и наш студент-общественник Горожанко со своим сайтом о протекающих крышах тоже чуть не был зачислен в экстремисты. Случилось это после ареста на одном из митингов «внесистемной оппозиции». Зачем его туда понесло, Горожанко объясняет не очень внятно:

- Нам с друзьями было интересно.

Сам себя Федор относит скорее к либералам. Правда, вот Немцова не очень-то уважает.

- Попозировал перед камерами, сдался ОМОНу, - так вкратце поясняет миссию оппозиционного экс-премьера Горожанко.

После того ареста («посидел чуть-чуть в автобусе, потом - в отделении, потом отпустили домой») Федору стала названивать девушка с волнующим голосом и поэтическим именем Эльза. Она представилась сотрудником управления «Э», то есть специалистом по укрощению таких же, как Горожанко, смутьянов. Ему бы, Феде, испугаться и прикрыть свой «рассадник социальной розни». Но нет! Он взял и собрал митинг против коррупции в сфере ЖКХ. Собралось 300 человек!

А с управлением «Э» все разрешилось очень просто. Горожанко написал письмо в прокуратуру с жалобой на девушку Эльзу. После этого она звонить Феде перестала. Именно тогда на Горожанко и обратили свое внимание высокие чины.

Корочка без кресла

Понятно, что вот так запросто отделаться от всемогущего управления «Э» Федор не смог бы. Его обращение в прокуратуру было подкреплено еще одним письмом, от руководителя одной из парламентских партий. Называть мы ее не будем, потому как сам Федор, хотя и благодарен ее лидеру, остальных членов партии считает бездельниками. Партия, как это часто бывает, очень заинтересовалась проблемой протекающих крыш перед выборами, даже приняла Федора в свои ряды. Но потом, когда выборы прошли, крыши стали интересовать партийцев меньше. Да вовсе перестали интересовать, если честно.

Зато к личности Горожанко присмотрелся аж вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Осеевский! Знакомство согласно нынешней политической моде произошло в Твиттере. Вице-губернатор завел себе страничку, на которой сообщал, чем занимается в текущий момент. Федору Горожанко не очень-то интересно было читать о том, что вот Осеевский пошел на совещание, а вот он поехал осматривать территорию. Поэтому Федя, в основном ради собственного развлечения, попытался вступить с чиновником в беседу и спросил, что он думает о двух с половиной тысячах протечек кровли. Осеевский будто бы ждал этого сообщения, обрадовался и пригласил Федора к сотрудничеству. Да не просто так, а на должность советника! Правда, на общественных началах. То есть без кресла, секретарши и зарплаты. Зато каждую пятницу студент Горожанко теперь посещает Смольный, где на совещании у вице-губернатора дает ему ценные советы.

- Договорились о том, что я сделаю специальный сайт, на который люди мне будут присылать свои сообщения о состоянии крыш, о выполнении ремонта, - серьезно подходит к делу Горожанко. - А я буду докладывать в Смольном.

Для подкрепления его полномочий Федору обещали дать корочку советника. Казалось бы, живи да радуйся! С такой корочкой теперь ни один полицейский на митинге не арестует. Но Федор радоваться не спешит.

- Место в администрации - для меня не цель, - рассуждает он. - Должность советника - это только как средство, с помощью которого мне будет проще решать проблему протечек. Ну надеюсь, что проще...

Раньше WikiLeaks

Похоже, мы имеем дело с новым способом власти обращаться с оппозиционно настроенными гражданами: «Не нравится, как мы работаем? Давай сотрудничать, предлагай конкретные идеи!» Оппонент обескуражен, демократия в действии, народ уважительно молчит.

Метод выглядит очень прогрессивно.

- Слава основателя WikiLeaks Ассанжа покоя не дает? Или блогера Навального? - подначиваю я Федора. Мы сидим на крыше старой пятиэтажки и разглядываем ржавые жестянки питерских крыш. Заходящее солнце цепляется за частокол антенн. Романтика!

- Между прочим, мой сайт стал известен еще до того, как появились разоблачения Навального, и даже раньше WikiLeaks, - изрекает Горожанко нарочито серьезно, и я впервые за весь день слышу в его голосе самоиронию. - Мне тут даже премию собирались вручить.

Горожанко со своим сайтом был претендентом на журналистскую премию «Золотое перо» в номинации «Открытие года». Приехал на награждение вот как сейчас - в толстовке с капюшоном, в кедах. Как потом выяснилось, правильно сделал, что не потратился на костюм - «открытием года» была признана программа местного телеканала о результатах работы городского правительства. Впрочем, недавно губернатор Валентина Ивановна Матвиенко высказалась и про Федора Горожанко, и про его единомышленников: «С удовлетворением констатирую, что взаимодействие правительства Петербурга с градозащитными организациями перешло в новое качество. Это еще не штиль, но это уже и не шторм». Вот и весь секрет...

Взгляд с 6-го этажа

Прогресс налицо?

Питерские чиновники демонстрируют ноу-хау, на которое у других не хватает то ли смелости, то ли сообразительности. Они пытаются превратить оппонентов в союзников, но вопрос даже не в том, удастся ли таким способом перетащить в свой стан того же Навального, сделав его советником той же Счетной палаты, или Евгению Чирикову, сделав помощником мэра Химок. И даже не в том, пойдут ли они сами на такое сотрудничество.

Вопрос здесь лишь один - будут ли советы таких людей иметь продолжение в действиях представителей власти? Или все сведется исключительно к приручению. Иначе эффект от этого красивого хода будет недолгим, а последствия - печальными.

 

Источник: http://msk.kp.ru/daily/25674/834432/

3
975
0