Станет ли Черкесия автономией?

На модерации Отложенный

На Чрезвычайном съезде черкесского народа речь шла о создании Черкесской республики.

Комментирует политолог Артем Леонов:

- За объединение всех черкесских территорий и народов в одну республику выступает небезызвестная националистическая организация \"Черкесский конгресс\", легально действующая в Адыгее, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. Она же инициировала созыв Чрезвычайного съезда, состоявшегося в Черкесске, и поддержала резолюцию о разделе нынешней Карачаево-Черкесской автономной республики. Съезд отметил, что разделение Карачая и Черкесии – главное условие выхода из социально-экономического и внутриполитического тупика, в котором оказался этот регион.

Межэтнические проблемы, конечно, повлекло ухудшение социально-экономической ситуации в Карачаево-Черкесии. Конфликты между черкесами, карачаевцами и русскими заставляет последних снова, как в конце 1980-х, покидать республику. А черкесские националистические организации с 2010-го всё активнее выступают с требованиями не только воссоединения всех черкесских этносов (Адыгеи, Черкесии и Кабардино-Балкарии) в один субъект Федерации. Но и признания Россией… «геноцида черкесского народа» во второй половине ХIХ века (имеется в виду инспирированное Великобританией и османской Турцией восстание черкесских народов против Российской Империи в 1850-1860-х годах).

На мой взгляд, именно постоянное дробление Южного федерального округа внесло путаницу в административно-экономическое управление столь обширным и сложным регионом. А заодно – стало фактором провоцирования антирусских и антироссийских настроений. Тамошние националисты полагают, что новые северокавказские округа Кремль создаёт для того, чтобы, дескать, разобщить нерусскоязычное население региона, особенно черкесское. В их среде замечены и некоторые видные чиновники Адыгеи, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. Во всяком случае, так называемый «День подавления национального черкесского восстания русским царизмом» с 1990-х официально отмечается в Кабардино-Балкарии каждый год и часто сопровождается выступлениями ее президента Арсена Канокова.

Между прочим, еще Энвер-паша, пантюркист начала ХХ века, и З. Бжезинский прогнозировали ухудшение военно-политической ситуации на Северном Кавказе и, соответственно, его отторжение от России, в направлении с Востока (от Каспия) на Запад (к Черному морю), полагая, что «застрельщики» независимости северокавказских народов – чеченские и ингушские сепаратистские движения - будут распространять свое влияние и свой «опыт» с Северокавказского Прикаспия, то есть с региона проживания чеченцев и ингушей, на Северокавказское Причерноморье.

Именно такой «маршрут» имел место еще в период германской оккупации почти всего Северного Кавказа (1942-1943 гг.). Та же тенденция проявляется и на постсоветском Северном Кавказе.

Требования черкесских националистов ныне поддерживаются и в среде дагестанской интеллигенции. Так, доктор исторических наук дагестанец Хаджи Мурат Донного провокационно заявил на днях местным СМИ, что «требования черкесов я лично поддерживаю. Но просить у медведя мёд, дело, на самом деле, безнадежное… Деятельность черкесов – это благородная борьба народа, а мир полон неожиданностей».

На мой взгляд, требования черкесских радикалов можно рассматривать, как составную часть деятельности определенных кругов по дестабилизации обстановки Северного Кавказа и Юга России в целом. Образование отдельной Черкесской автономной области или республики неизбежно создаст прецедент для «перекройки» и распада других национальных субъектов Федерации в этом регионе - политически и экономически проблемном. Может, и русскому населению в этой ситуации тоже подумать уже о своей национально-автономной территории? А что?

Нелишне, в таком случае, напомнить, что основанные в ХVIII-ХIХ веках русскими такие исконно русские города-крепости, как Верхнекубанск (Черкесск), Степной (Элиста), Майкоп, Каменномостский (Хаджох), Грозная (Грозный), Терский городок (Кизляр), Петровск (Махачкала), Прохладная (Прохладный) частично с 1920-х, частично с середины 1950-х гг. оказались, соответственно, в Карачаево-Черкесии, Калмыкии, Адыгее, Чечено-Ингушетии, Дагестане и Кабардино-Балкарии. Причем, тот же Майкоп в конце 1950-х не только был передан Адыгее, но и стал ее столицей. Так что, и русским Северного Кавказа есть, что ответить националистам всех мастей этого региона.