Последний пир Валтасара

На модерации Отложенный

Во вторник президент Лукашенко заявил, что Белоруссия рассчиталась за газ, поставленный в мае. Причем сделала это по ценам, выставленным Газпромом ($184,8 за тысячу кубомет­ров). Кроме того, Лукашенко сообщил, что в ближайшее время будет погашен долг в 192 млн дол­ларов, образовавшийся в связи с тем, что в первом квартале Белоруссия платила не по контрактной цене (169,2 доллара), а по цене прошлого года (150 дол­ларов). Но поскольку Белоруссия не может взять эти деньги ни из золотовалютных резервов, ни из бюджета, они были одолжены у друзей в расчете на то, что Газпром в ближайшее время расплатится за транзит газа в Европу.

По оценкам белорусской стороны, этот долг составляет 260 миллионов долларов, а по признанию Газпрома - 217 миллионов. «Чужие люди дали деньги в течение одного дня, а Россия не может подождать», - добавил Лукашенко. А пока Газпром не вернет долга, транзит российского газа в ЕС будет остановлен.

Разбираясь в деталях очередной газовой войны России против Белоруссии, не следует «с чувством законной гордости» полагать, что Газпром есть сегодня самая успешная и богатейшая российская сырьевая нац­компания, и порицать ее за то, что она только из чистого эгоизма и недостатка патриотизма не желает пойти навстречу единственному союзнику России в Восточной Европе - Белоруссии. Так можно было думать и гордиться года 3-4 тому назад, пока банкротство Газпрома существовало лишь в макроэкономических расчетах. Теперь же, когда эти расчеты, увы, оправдались и выяснилось, что Газпром является одной из самых отсталых и неуспешных сырьевых компаний мира, нужно говорить, что причины его демаршей - не в недостатке патриотизма, а в недостатке наличности.
И в самом деле, о патриотизме можно было рассуждать, когда деньги текли рекой, а когда они сузились до ручейка, тут уже не до патриотизма. Тем не менее ТВ продолжает работать и внушать, что интересы Газпрома и есть интересы России, а убытки Газпрома - есть убытки российского населения, патриотизм которого должен помочь Газпрому. А именно тем, что, как говорилось в старину, сегодня нужно заплатить за газ больше, чем вчера, а завтра - больше, чем сегодня. Однако, по подсчетам некоторых независимых финансовых аналитиков (см., например, http://rus­analit.livejournal.com/961235.htm), в 2008 году Газпром, заплатив в бюджет налогов 686 млрд руб., получил обратно в виде льгот, компенсаций и прочих послаблений 650 млрд руб. То есть наша самая богатая компания, наша «поилица и кормилица» раскошелилась в самом успешном для себя году всего лишь на 38 млрд рублей, или приблизительно на 0,6 процента федерального бюджета. Имеются и более оптимистичные расчеты, но они тоже не внушают никаких особых патриотических чувств. Подозреваю, что в кризисном году она уже фактически дотировалась из госбюджета.

Сегодня Газпром настолько неэффективен, что его банкротства следует ожидать самое позднее лет через пять. Его продукция сто¢ит ныне в Европе на 30-40% дороже, чем продукция его конкурентов. Из политических обязательств, из жалости и из временного недостатка альтернативного газа (об этом чуть ниже) кое-кто из европейских коллег газ у Газпрома еще покупает, но неуклонно настаивает на снижении цен до текущих мировых. Почему же тогда Белоруссия, газ в основном не сжигающая, а работающая на новейших технологиях переработки его в удоб­рения, синтетические волокна и т.д., должна вникать в проблемы, не позволяющие российской стороне делать то же самое, восстанавливать аналогичные про­изводства? Проблемы эти, как все мы знаем, не технические, а политические. По непонятной причине российская сторона решила подчеркнуть политическую сторону и стала заворачивать кран аккурат в годовщину начала Великой Отечественной войны - утром 22 июня. Ясно, что это политика, но политика очень дурно пахнущая. Или этим демаршем Газпром надеется отсрочить свое банкротство?
Разумеется, есть невидимые причины грядущего банкротства - финансовые, скрытые в зарубежных банковских сейфах. Но и видимых причин тоже немало, назовем некоторые:

1. Мировой экономический кризис, снизивший спрос на топливо и цены на него во всем мире. Единственное, что поддерживает еще цены на энергоносители, - это их функционирование в качестве инвестиционного товара. Проще говоря, их покупают не для того, чтобы сжечь, а для того, чтобы перепродать. Авария в Мексиканском заливе тоже повлияла на удержание цен. А авария на шахте «Распадская» этому помогла. Гипотетическая связь этих двух энергосырьевых катастроф еще станет предметом дотошного расследования.

2. Повсеместный давний переход на возобновляемые энерго­сберегающие технологии: гидро-, ветро-, био- и солнечную энергию. Это очень дорого, намного дороже, чем покупать ископаемое топливо, но когда нефть и газ исчерпаются, то неизвестно, что будет дороже. Впрочем, это дальная перспектива. Однако серьезные люди учитывают и такие перспективы.

3. Открытие гигантских залежей так называемых сланцевых газов - не только в проклятой Америке, благодаря которым США вновь вышли на первое место в мире по газодобыче, но и в большинстве стран Европы вклю­чая Польшу и Украину. Сланцевые газы добывать тяжело. Нужно бурить не только вертикальные, но и горизонтальные скважины. Тем не менее добыча обходится дешевле, чем у Газпрома. Для него особенно страшны украинские и польские месторождения, ведь обе эти страны - транзитные. Не дай бог, откажутся от транзита в пользу собственного экспорта. Правда, для обеспечения транзита строятся обходные, Северный и Южный, потоки по дну морей, но неизвестно с какой рентабельностью.

4. Упрощение, удешевление технологии сжижения природного газа (СПГ), строительство глубоководных портов и танкерного флота для его транспортировки. СПГ почти в 2 раза легче бензина, нетоксичен, химически не активен, а удельная теплота на 12% выше, чем у бензина. В экспорте СПГ лидируют Алжир и Ливия, но по темпам роста его производства лидирует эмират Катар. Тоже дорого, но все равно выходит дешевле, чем гнать малосжатый газ по трубе.
5. Но ввиду дороговизны на смену СПГ уже идет технология GTL (Gas-to-liquid) - переработка газа сразу в жидкое топливо, Ею занимается опять же зловредный Катар. Недавние российско-катарские переговоры о том, что неплохо было бы эту технологию попридержать, результатов не принесли.

Ни об одной из этих пяти проблем руководство Газпрома в последние 20 лет ни разу ни в малейшей степени не задумывалось.

Как сказал во время Гражданской войны в России один политик, «эти нефтяные шейхи - самые легкомысленные люди в мире: сиди себе и смотри, как из-под земли хлещет золото!» С тех пор прошло более 90 лет. Нефтяные шейхи превратились за это время из самых легкомысленных в самых дальновидных людей, за исключением наших доморощенных «шейхов», выходцев из КГБ и комсомола. Последние и вправду думали, что поймали бога за бороду. И «народ» им верит. Не верит им только капиталистическая биржа.

Однажды, пируя у себя во дворце, мифический вавилонский царь Валтасар увидел руку (очевидно, это была «невидимая рука рынка»), начертавшую на стене царского офиса странную фразу: «Мене, текел, упарсин». Как перевел эти непонятные письмена пророк Даниил, «Исчислил Бог царство твое и положил конец ему; ты взвешен на весах и найден очень легким; разделено царство твое и дано Мидянам и Персам». Это прямо относится не только к Валтасару, но и к Газпрому.

Спастись от банкротства, не тратясь при этом на современные технологии, Газпром может только одним способом - путем резкого подъема внутренних цен на газ. Путем доведения их хотя бы до себестоимости, которая давно уже превышает мировые цены. Мы знаем, что такая задача была поставлена уже несколько лет тому назад. И в каждый новый год цены на бытовой газ повышаются для населения приблизительно на 15-17%.

Но время не ждет. Поэтому эксперимент с повышением и выколачиванием цен из российского населения применен далее к Белоруссии. Чтобы посмотреть, как будет реагировать Европа. Мол, если «свой» народ молчит, а вслед за ним будет молчать и Белоруссия, то дальше можно будет и на Европу наехать. То есть спор о цене - это не спор со своим сателлитом, а с представителем Европы. Европа может сколько угодно ругать Лукашенко, но покупать у России нефть и газ дороже, чем Белоруссия, Европа больше не хочет.

Да и с какой стати покупатели должны поддерживать повышение цен? Пусть Газпром разбирается сам с этим вопросом на мировом рынке. А мы знаем, что на мировом рынке цены падают. Значит, они должны снижаться и на внутреннем рынке. И точка. Никакие объяснения относительно патриотизма не помогут. Если вы довели себестоимость газа до неимоверного уровня, то тогда вас нужно не поддерживать, а в соответствии с общепризнанными законами банкротить и назначать конкурсного управляющего, который разберется, что именно из вашего личного имущества должно быть продано с молотка в погашение долгов Газпрома. На выборах этого конкурсного управляющего я бы лично проголосовал за Александра Лукашенко.