В Киргизии Россия выиграла, США проиграли

17 марта глава Объединенного командования Вооруженных Сил США генерал Дэвид Петрэус встретился с президентом Курманбеком Бакиевым в столице Кыргызстана Бишкеке для обсуждения вопросов двустороннего сотрудничества и ситуации в Афганистане.

Этот визит состоялся через день после того, как администрация президента Барака Обамы подтвердила свое решение о предоставлении примерно 5,5 млн. долларов США режиму Бакиева, предназначаемых для строительства контртеррористического тренировочного центра на юге Кыргызстана.

В течение трех недель после этого визита Бакиев, пришедший к власти пять лет назад в результате «тюльпанной революции», был свергнут и сменен временным правительством во главе с лидером оппозиции и бывшим министром иностранных дел Розой Отунбаевой.

Россия незамедлительно признала новый режим и была более, чем довольна результатом, хотя Москва всячески отрицала факт своей причастности к этим событиям. Но есть все причины полагать, что события, указанные выше, на самом деле взаимосвязаны.

Россия под руководством премьер-министра (и бывшего президента) Владимира Путина и нынешнего президента Дмитрия Медведева всё больше и больше выражала недовольство режимом Бакиева и его отказом закрыть американский транзитный центр в «Манасе» неподалеку от Бишкека.

Как утверждает Москва, именно это (прим. InoZpress: закрытие американской авиабазы) было обещано взамен на финансовую и техническую помощь от России. Москва всё еще придерживается мнения о том, что единственной военной силой, которая должна быть на территории Кыргызстана, является Россия.

На российской базе в городе Кант служат примерно 400 военнослужащих, и одним из первых действий Москвы после смены режима стала отправка 150 дополнительных парашютистов-десантников и солдат спецназа для укрепления этого гарнизона.

В то же время, сообщалось, что Америка в целях безопасности ввела на своей базе «закрытый режим» для своих 1200 военнослужащих и также временно прекратила все воздушные операции через базу, начиная с 7 апреля.

 

Режим Бакиева

Власть Бакиева завоевала репутацию жестокого режима с жесткими мерами, организованными ГКНБ (Государственный комитет национальной безопасности) для подавления любой и всей оппозиции, став неэффективным и коррумпированным правительством.

Наиболее широко используемыми инструментами были ГКНБ, с 2001 года переименованный в Службу национальной безопасности (СНБ) – по сути, почти не реформированный старый советский КГБ – а также Служба государственной охраны (СГО). Но когда тысячи митингующих вышли на улицы Бишкека, вскоре стало очевидно, что мало кто из вооруженных сил или даже из СНБ и СГО был готов поддерживать Бакиева до самого конца.

Быстро разлетелись слухи о том, что Бакиев и некоторые из бескомпромиссных фигур из СНБ и СГО «пригласили» снайперов из Латвии и Чечни, чтобы те выполнили свою грязную работу. Как утверждают некоторые сторонники нового режима, большинство застреленных протестующих было убито именно этими наемными убийцами. Ситуация остается неопределенной, а Бакиев, возможно, еще «не сдался».

Кыргызстан этнически разделен между кыргызами, составляющими почти 70% населения и в основном на севере, и узбеками, составляющими примерно 15% населения и сконцентрированными в Ферганской долине на юге.

Бакиев сбежал из столицы 8 апреля и теперь прячется в области, которая все еще может содержать остатки его власти, в основном в Джалалабаде, в его окрестностях, а также в Оше. Хотя сторонники свергнутого президента признают, что вооруженные силы в столице и севере перешли на сторону нового режима, под вопросом всё еще остается лояльность южного военного командования, где многочисленные подразделения сосредоточены в Оше и его округе.

Если эти подразделения, в числе которых первая мотострелковая бригада в Оше и элементы 25-ой Бригады сил специального назначения, останутся лояльными к Бакиеву, то не исключается вероятность возникновения гражданской войны в основном по этническим и географическим соображениям. Однако если южные военные подразделения примут, пусть даже с неохотой, новый режим, то выбор Бакиева станет очень ограниченным, а его шансы на возвращение – минимальными.

Последствия для Вашингтона

 

Неясно, насколько серьезно администрация Обамы в Вашингтоне недооценила истинную ситуацию в Кыргызстане. Долгосрочные последствия того, что временное правительство, в результате поддавшееся давлению Москвы и отказавшееся возобновить договор об аренде базы «Манас» в июле этого года, вероятно, станут для Вашингтона чем-то большим, чем просто маленькой неудачей.

Международный аэропорт «Манас» неподалеку от Бишкека являлся важным транзитным центром для США с 2001 года. Бакиев действительно заявил о своем намерении закрыть базу в октябре 2008 года после того, как Россия пообещала предоставить кредит. К большому раздражению Москвы, он пересмотрел это решение, когда США согласились втрое увеличить ежегодную арендную плату почти до 60 млн. долларов США.

Эта потеря стала бы серьезным ударом для дипломатического престижа США в регионе и могла бы иметь серьезные военные последствия для американских войск в Афганистане, особенно в случае с террористической деятельности по разрушению главных маршрутов поставок, проходящих через нестабильный Пакистан. Американская разведка также пострадает от потери своих объектов, внедренных в американскую базу.

Путин стал первым иностранным лидером, признавшим временное правительство Кыргызстана. Это стало резким контрастом к объявлению необдуманного решения Государственного департамента США о продолжении сотрудничества с Бакиевым, по крайней мере, пока он не уйдет в отставку. Возможно, это было правильное дипломатическое решение, однако оно не понравилось многим сторонникам нового режима, которые только недавно испытали на себе жестокость бакиевских убийц.

Путин сделал удачный ход, признав храбрость тех, кто боролся и погиб на улицах Бишкека. Неудивительно, что временное правительство Отунбаевой так же быстро выразило свою благодарность Кремлю за «существенную поддержку» и подтвердило, что отправит своих представителей в Москву для проведения переговоров. 8 апреля Отунбаева в интервью «Эхо Москвы» сказала:

«Мы благодарны Российской Федерации и российскому премьер-министру, поскольку в те дни мы чувствовали существенную поддержку России, разоблачившей семью преступного режима. Этот режим сопротивлялся до последней пули вчера, и, к сожалению, у нас есть погибшие и раненые».

Другой лидер оппозиции Омурбек Текебаев сказал агентству «Рейтер», что Россия «сыграла свою роль в свержении Бакиева», и что существует «высокая вероятность того, что срок пребывания американской авиабазы в Кыргызстане будет сокращен».

Медведь сдерживает себя

 

Так какова же была роль, которую тайно сыграла Россия в свержении проамериканского режима Бакиева? Несмотря на утверждения Москвы о том, что она не имеет никакого отношения к событиям прошлых недель, кажется бесспорным, что Россия, в действительности, поощрила и до некоторой степени содействовала революции. Оппозиция была уверена в дипломатическом признании России и была в курсе всех действий Бакиева и его попыток сохранить власть.

По слухам, агенты из российской Службы внешней разведки и Главного разведывательного управления сыграли существенную тайную роль в нейтрализации военной поддержки. Они убеждали командиров держать своих солдат на расстоянии. В немалой степени, им, похоже, также удалось убедить верховное командование Кыргызстана перейти на сторону временного правительства, что является ключевым элементом в формировании основы нового режима и стабильности страны.

Большая игра, борьба за власть, влияние и стратегическое положение в Центральной Азии – всё это было задолго до Радьярда Киплинга и британского раджи в Индии. Эти последние события показывают, что «Старый медведь» растерял не все свои когти. Сила и уверенность России растут снова в том регионе, который, как считает Москва, все еще должен оставаться в российской орбите. И на сей раз вполне очевидно, что это произойдет за счет региональных амбиций Вашингтона.

Источник: http://www.zpress.kg/news/news_only/7/17116.py

9
1481
0