Как грузинская оппозиция приведет Россию в ВТО

На модерации Отложенный

При всей взаимной неприязни у российских и грузинских властей никак не получается друг друга полностью игнорировать. Слишком сильно они друг от друга зависят в вопросах внешней торговли: России не попасть в ВТО без одобрения Грузии, а грузинские производители чрезвычайно заинтересованы в возвращении на российский рынок напитков и сельхозпродукции.

Публично ни Москва, ни Тбилиси не желают признавать унизительную зависимость от потенциального противника, но косвенные позитивные сигналы друг другу посылают. Даже жесткие заявления секретаря Совбеза РФ Николая Патрушева о «грузинском следе» в московских терактах Москва постаралась компенсировать миролюбивыми высказываниями замминистра иностранных дел Григория Карасина.

Перед очередным раундом женевских консультаций по безопасности в Закавказье Карасин специально подошел к журналистам и заявил, что «Россия благодарит всех в Грузии, кто выразил соболезнования в связи с терактами в Москве». Это явно был не экспромт, а заранее заготовленная фраза. Причем опытный дипломат не мог не знать, что благодарит в первую очередь Михаила Саакашвили, который через своего пресс-секретаря уже через час после терактов выразил соболезнования родным и близким погибших.

Тем самым замминистра дал понять: тема вступления в ВТО для России настолько важна, что из-за одних лишь голословных заявлений даже высокопоставленного кремлевского чиновника Москва не откажется от торга с грузинскими политиками – как с оппозицией, так и с властями. Возвращение «Боржоми» и другой грузинской продукции на российский рынок может стать платой за согласие Грузии с вступлением России в ВТО.

Несущественные вопросы | Симптомы компромисса | Спасательный круг оппозиции
НЕСУЩЕСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ

За несколько дней до терактов в Москве МИД России выступил с неожиданным заявлением «об ответе российской стороны на обращение Грузии по проблематике двусторонней торговли». Нетрудно понять, что за дипломатическими фразами о «готовности российской стороны на временной основе продолжить предоставление грузинским товарам прежнего преференциального режима при условии соблюдения определенных правил оформления сертификатов происхождения таких товаров» скрывается предложение вернуть на российский рынок товары традиционного грузинского экспорта. В первую очередь это вино, «Боржоми» и сельхозпродукция.

Россия наложила запрет на импорт грузинских товаров на основании заключений Роспотребнадзора после того, как в Тбилиси и Батуми по обвинению в шпионаже арестовали четырех офицеров группы российских войск. Одновременно Москва прекратила все прямое транспортное сообщение с южной соседкой. Многие отмечали, что история с арестом офицеров – только повод, а главная причина – нежелание Тбилиси одобрить вступление России в ВТО. Грузинские власти многие годы (еще со времен Шеварднадзе) пытались увязать этот вопрос с закрытием российско-абхазской и российско-югоосетинской границы, то есть выдвигали абсолютно неприемлемое для России требование.

В Москве, однако, не признают, что Грузия – единственное реальное препятствие для вступления в ВТО. Премьер Владимир Путин в недавней беседе с госсекретарем США Хиллари Клинтон заявил: «Мы ведем переговоры с США по вопросу ВТО 17 лет. ... Вступление России в ВТО зависит от политической воли США». В ответ Клинтон напомнила, что Москва и Вашингтон уже давно подписали протокол о согласии США на вступление России в ВТО.

Под «политической волей США» Путин имеет в виду способность Вашингтона заставить грузинские власти снять неприемлемые для России требования. А пока Москва просто не хочет демонстрировать свою зависимость в этом вопросе от маленькой Грузии. Когда Грузия под давлением США пойдет на попятную, все вопросы с другими странами решатся за несколько дней.

СИМПТОМЫ КОМПРОМИССА

Судя по всему, Россия и Грузия стали ближе к достижению этих договоренностей.

Во-первых, президент Саакашвили и его команда не могут не понимать бесперспективность привязки вопроса о ВТО к вопросу о границе, особенно после того, как Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии. В то же время они осознают громадный ущерб, который Грузия несет из-за эмбарго, и выгоду от возобновления торговли с Россией.

Во-вторых, как сообщили Slon.ru источники в правительстве Грузии, Хиллари Клинтон действительно «проявляла политическую волю» и не раз ставила этот вопрос в ходе бесед с президентом Саакашвили и министром иностранных дел Григорием Вашадзе.

Первый признак возможного компромисса – возобновление автомобильного сообщения по Военно-Грузинской дороге через КПП «Верхний Ларс». После этого основная проблема уже состояла в том, как преподнести грузинской общественности отказ от увязки вопросов ВТО с территориальной целостностью государства. Аналогичная проблема встала и перед Москвой: чем объяснить снятие эмбарго? Ведь отношения двух стран никак не улучшились со времен пятидневной войны, а российские руководители по-прежнему отказываются встречаться с властями Грузии.

В связи с созданием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана госминистр Грузии по европейской и евроатлантической интеграции Георгий Барамидзе заявил недавно, что «России в любом случае придется возвращать нашу продукцию на свой рынок, ведь Казахстан и Белоруссия не запрещали грузинских наших товаров».

Однако экономист Георгий Хухашвили не согласен с Барамидзе. Импорт грузинских товаров запрещен под предлогом их несоответствия санитарным нормам, сказал Хухашвили Slon.ru. Так что при желании Россия всегда сможет сохранить барьеры и внутри таможенного союза.

СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ ОППОЗИЦИИ

Спасением оказались действия грузинских оппозиционеров, многие из которых прежде сами жестко противились вступлению России в ВТО до решения проблем Абхазии и Южной Осетии, но сейчас настаивают на уступках Москве. Бывший премьер, Зураб Ногаидели, а затем экс-спикер парламента Нино Бурджанадзе встретились с Владимиром Путиным и, вернувшись в Тбилиси, резко критиковали Саакашвили за «нежелание делать шаги навстречу России». Ногаидели даже заявил, что «уже договорился с российским руководством о возобновлении авиационного сообщения, возвращении товаров на российский рынок, и теперь дело за официальными грузинскими властями – предпримут ли они необходимые шаги».

Однако грузинские власти опасаются, что Россия их кинет: ведь согласие на вступление в ВТО уже невозможно отозвать обратно, а главный санитарный врач Геннадий Онищенко всегда сможет обнаружить в «Боржоми» вредные примеси, даже если это будет противоречить правилам ВТО. Вряд ли члены ВТО, кровно заинтересованные в членстве России, будут портить с ней отношения из-за Грузии.

Но в последнее время компромисс вырисовывается и в этом вопросе. Как сообщил Slon.ru источник в министерстве экономического развития Грузии, «если даже Грузия даст свое согласие на вступление России в ВТО, мы будем настаивать на подписании секретного протокола о том, что в случае возобновления эмбарго под любым предлогом Россия ответит всей своей собственностью на территории Грузии, и эта собственность немедленно будет конфискована». А российские компании, в том числе государственные, действительно владеют в Грузии значительными промышленными и энергетическими активами.

Пока же благодаря грузинской оппозиции Москва получила возможность говорить, что проявляет добрую волю к страдающему от эмбарго народу Грузии и идет навстречу его «прогрессивно мыслящим представителям». А грузинские власти могут решить ряд политических и социальных проблем, демонстративно уступив оппозиционерам в вопросе с «Боржоми» и ВТО.