Бизнес-элите не нужна модернизация

На модерации Отложенный

За предложением повысить производительность труда кроется банальное стремление переложить ответственность за свои действия на государство.
В России, как известно, политика – больше, чем искусство возможного. Как я уже писала, в треугольнике «государство – бизнес – население» полностью отсутствуют внутренние коммуникации, что ведет к непониманию и невозможности согласования интересов в режиме прямого социального диалога. Если власть и бизнес худо-бедно договариваются, то население для них в большинстве случаев выступает неприятной помехой, а пожелания сограждан рассматриваются как капризы и непонимание от необразованности и дремучести: ведь в интересах Родины же вроде как все стараются.

Предложения Михаила Прохорова – как раз из этой серии. Коллективное мнение крупного бизнеса о необходимости повышения производительности труда – безусловно, патриотично и своевременно. Однако за всем этим кроется банальное стремление переложить ответственность за свои действия на наемных работников и, в конечном итоге, на государство. Ведь пытались же бизнесмены в начале кризиса добиться от государства разрешения увольнения работников без выплат двухмесячной зарплаты – это должно было за них сделать государство. Нынешняя вариация «интенсификации трудовых отношений» – из той же оперы. Призыв президента к модернизации совершенно не интересен нынешней бизнес-элите, в большинстве своем сидящей на ресурсах и трубе. Зачем нужны какие-то затраты, если и существующие технологии позволяют наращивать личные состояния? Но оправдание бездействия, замена реальных действий на имитацию активности очень нужны, иначе трудно будет выпрашивать у государства дополнительные средства на проведение этой самой модернизации и внедрение инноваций.



Для того чтобы добиться повышения производительности труда, нужно не только ужесточение трудового законодательства. Для этого необходим пересмотр не только трудовых взаимоотношений, но и требований к организации производств, повышение социальной защиты наемных рабочих, т.е. расширение прав профсоюзов, укрепление судебной системы, которая позволит работнику чувствовать себя защищенным от произвола нанимателя, которому Трудовой кодекс в новом варианте даст гораздо больше оснований для увольнения.

Кроме того, повышение производительности труда связано с такой проблемой, как трудовая мобильность населения. Дефицит жилья и его высокая стоимость, неразвитость ипотеки, дефицит таких важных элементов социальной инфраструктуры, как детские сады и школы, отсутствие туристической инфраструктуры, своеобразие функционирования системы ОМС, высокая стоимость перевозки грузов, неразвитость транспортной инфраструктуры, неравномерное развитие регионов, в конце концов, – все это заставляет людей цепляться за свои квартиры и дома там, где они проживают, и не задумываться о возможности переезда в другие регионы на более престижные или высокооплачиваемые должности.

Поправки в трудовое законодательство будут иметь смысл только в том случае, если к решению проблемы повышения производительности труда государство подойдет комплексно. А для этого нужно наладить коммуникации с населением страны, начать относиться к нему не как к стаду, которым нужно управлять, а как к источнику своей власти, своей легитимности, на чем базируется вся западная теория демократии. Пока же признаков дрейфа к такой информационной открытости не замечается. Помпезные акции единороссов и других «партийных» структур здесь, конечно, не в счет.