Арктический плацдарм НАТО в Норвегии злит Россию

На модерации Отложенный

Как там в Норвегии? Там базы и привилегии. Самая северная страна Скандинавского полуострова сейчас в особой степени обласкана вниманием США, которые рассматривают ее территорию как плацдарм для вхождения в Арктику.

Некогда считавшаяся окраиной НАТО Норвегия, которой была определена лишь роль «надзирателя», присматривающего за проходом из Баренцева моря российских кораблей и подводных лодок, стала выходить на ключевые позиции в стратегии альянса. Превращаясь в потенциальную опасность, в первую очередь, из-за наращивания американской «прослойки» на своих базах.

Активность по наращиванию боевого потенциала вооруженных сил НАТО в Норвегии не осталось без внимания России, не просто соседствующей с этой страной, а имеющей свой стратегический интерес в Арктике. Вот и командующий Северным флотом ВМФ РФ адмирал Евменов констатирует тот факт, что американцы плотно заполняют пространство Норвегии.

Осло и Вашингтон, например, продлили соглашение о дислокации на территории Норвегии подразделений морской пехоты США, увеличив их численность в два раза. На авиабазе Аннейя размещается эскадрилья самолетов базовой патрульной авиации «Посейдон» (Boeing Р-8, патрульный противолодочный самолет, несущий на борту торпеды и противолодочные бомбы) американских ВМС. Идет строительство радиолокационной станции ПРО «Глобус-3», расположенной в 25 километрах от российской границы на острове Вардё. Активно проводится модернизация аэродромов Бардуфосс, Эвенес, Банак, Эрланн и Рюгге, обновляется портовый терминал Гротсунд для обеспечения приема атомных подводных лодок военно-морских сил США. В конце прошлого года, с 16 октября по 7 ноября, силы НАТО провели в Норвегии крупные учения с привлечением около 50 тысяч военнослужащих, 150 самолетов и 60 кораблей, которые позволили предположить, что Норвегия становится антироссийским бастионом на Севере.

Вот и официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что Москва не оставит без ответа действия Осло по наращиванию военной инфраструктуры и эскалации напряженности в северной Атлантике. Очередным поводом для подобной реакции стало известие об оборудовании отдельного порта для приема атомных субмарин, расположение которого запланировано в Тромсё, который называют «воротами Арктики» (350 км за Полярным кругом). «Российская Федерация предпримет все возможные меры для обеспечения собственной безопасности», — пригрозила официальный представитель российского дипведомства.

Побережье Норвегии активно использовалось немецким флотом, в первую очередь подводным, еще со времен Второй мировой войны. Запутанные лабиринты прибрежных фьордов и островных шхер использовались не только в качестве укрытия перед атаками на союзнические конвои и советские корабли, но и для размещения баз и станций пеленгации и радиоперехватов. Так что опыт по использовании норвежской территории в военном плане имеется. Из того же Тромсё, где предполагается базирование американских подводных лодок, «простреливается» электронными средствами наблюдения все Норвежское море, а также выход из Баренцева моря — традиционный маршрут российских АПЛ для выхода в Атлантику. Ну, и сам факт присутствия в непосредственной близости от основных баз Северного флота РФ субмарин потенциального противника, мягко говоря, напрягает.

Интерес к «нырянию в холодную воду» в арктическом регионе проявляют не только американцы — вернуться к практике патрулирования Арктики подо льдами планируют и в Великобритании, о чем было заявлено еще два года назад. Вероятно, что именно наличие норвежских баз НАТО позволит им продвинуться на Север. Английский Королевский флот собирается действовать под эгидой «старшего брата» — США, интересы которых в этом регионе в последнее время существенно возросли. И в первую очередь из-за активного освоения Арктического шельфа Россией. Канада к русским берегам приближаться остерегается и ограничивается контролем своей части Арктики, подводный потенциал остальных стран весьма невелик (дизельные лодки), сами американцы подрастеряли опыт походов в северных широтах, поэтому и хотят задействовать потенциал британских союзников.

Заявлено, что Великобритания готова отправить подо льды Северного Ледовитого океана 7 ударных атомных субмарин. Один экипаж британской АПЛ типа «Трафальгар» даже прошел тренировку на американской лодке, которая, к слову, под лед так и не заходила. В настоящий момент ВМС Великобритании располагает 4-мя ПЛАРБ типа «Вэнгард» (не самыми новыми субмаринами), 5-тью МПЛАТРК типа «Трафальгар» (откровенно древними лодками) и 2-мя новейшими субмаринами типа «Астьют». Соответственно, большая часть подводного британского флота будет отвлечена на патрулирование именно арктического региона, в ущерб другим океанам и интересам. Регион пусть и чужой, но уж больно «жирный» и заманчивый.

Чем мы готовы ответить на «расширение НАТО на Север»?

Четыре года назад, 1 декабря 2014 года, было создано Объединенное стратегическое командование «Север». В Арктике создана единая система базирования надводных кораблей и подводных лодок нового поколения. В нее также включены части морской авиации, сухопутных войск, ВКС и ПВО. Под Мурманском завершено строительство радиолокационной станции «Воронеж», которая стала северным форпостом национальной системы предупреждения о ракетном нападении. В планах — восстановить к 2020 году 13 военных аэродромов, расположенных за Полярных кругом (10 уже действуют). Местом базирования станут площадки, в том числе для модернизированных высотных истребителей-перехватчиков МиГ-31, бомбардировщиков Ту-160, Ту-22 и Ту-95. Прикрытием авиации и защитой с неба над просторами Арктики занимается новая дивизия ПВО, развернутая на архипелаге Новая Земля, в поселках Тикси и Диксон. Предполагается, что в 2019 году Минобороны завершит формирование щита противовоздушной обороны от Новой Земли до Чукотки.

— Очевидно, что на желание обозначить свое господство в арктическом регионе США за счет расположения на территории Норвегии, нам потребуются дополнительные меры для надежной защиты своих северных рубежей, — считает член комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич. — Помимо той военной группировки, которая у нас уже имеется в Арктике, в которую входят средства ПВО, средства береговой охраны, мобильные мотострелковые и десантные соединения, надводный флот, необходимо развивать и систему обнаружения субмарин в северных водах. Понятно, что установка гидроакустических станций займет некоторое время, но и наши соперники столкнутся с еще большими трудностями в обеспечении своего присутствия в Арктике. У нас здесь есть фора — за счет уже существующей военной инфраструктуры и принятия на вооружение российских АПЛ проекта 885 «Ясень» и проекта 955 «Борей», которые, образно говоря, чувствуют себя в северных широтах как рыба в воде.

Есть и еще один нюанс в попытке наращивания военного присутствия НАТО в Арктике. Им придется столкнуться с российским подводными лодками — в прямом и переносном смысле этого слова. Маневрирование, а тем более слежка за чужими лодками в Арктике требует определенного мастерства. Подводные ледяные торосы сводят практически на нет возможности гидроакустики, сонаров и радаров. Здесь нужен богатый опыт. И если российские АПЛ двух флотов — Северного и Тихоокеанского — постоянно совершают ротацию из одного океана в другой и знают Арктику, как свои пять пальцев, то американские или британские подводники в этом регионе ориентироваться не обучены. При большом скоплении субмарин даже в таком обширном регионе невольно станет тесно и подводные столкновения станут неизбежностью. Опять же российские подлодки не допустят даже случайного вторжения чужаков в свои территориальные воды.

— Сегодня в Арктическом регионе пересекаются интересы многих государств, в том числе и достаточно удаленных, таких как Китай, Япония, Бразилия и Индия, не говоря о США и Великобритании. Это требует от России создания военной инфраструктуры для контроля и защиты экономической морской зоны, достигающей одного миллиона квадратных километров, — говорит военный эксперт Владислав Шурыгин. — Поэтому еще с середины 2013 года началось восстановление нашего военного присутствия в Арктике. Возвращение в этот регион требует модернизации наших флотов. В первую очередь Северного флота. В рамках этой программы планируется постройка восьми фрегатов типа «Адмирал Горшков» и шести сторожевых кораблей типа «Адмирал Григорович». Кстати, ни один американский авианосец не способен пройти дальше Берингова пролива, Север им категорически противопоказан.

Конечно, главная ударная сила ВМФ — это ракетно-ядерные подводные лодки. Арктический ледовый щит надежно прикрывает их от обнаружения средствами воздушной и космической разведки, а трудная гидрография снижает возможности обнаружения лодками-охотниками. Поэтому полным ходом идёт модернизация проекта 667 БДРМ, которые оснащаются новыми ракетами «Синева». Одновременно с их модернизацией в состав флота начали входить новейшие атомные подводные крейсера 955 проекта «Борей» с новыми ракетами «Булава». До 2020 года планируется построить восемь таких кораблей — для Северного и Тихоокеанского флотов.

Масла в огонь на норвежское усиление НАТО подлило и последнее свежее сообщение службы внешней разведки Норвегии, заявившей о том, что так называемые сигналы глобальной навигационной системы GPS были атакованы и заглушены «страной-агрессором». Произошло это именно на граничащих с РФ территориях. Может случайность, а может, и нет. После заявления о вероятности вступления Норвегии в «глобальную войну» с Россией, всякое может случиться.