Москва. План подземной жизни

На модерации Отложенный

Уже следующее поколение москвичей будет жить под землёй. Есть план - пока не переселения, но масштабного подземного строительства. Музеи, магазины, больницы и даже жилые дома уйдут на десятки метров в глубину – таким проектировщики видят светлое подземное будущее столицы.

За всю историю Москвы это наиболее пристальный взгляд в глубины её будущего. Столичные архитекторы теперь хотят опустить на 100 метров вниз не только парковки, развлекательные и офисные центры, но и музеи, театры, больницы и даже жилые дома. Всё соединить тоннелями – подземными дорогами. А на поверхности – там, где сейчас очень тесно, – убрать асфальт, разбить сады, парки и зоны экологически чистого отдыха.

Такая градостроительная концепция называется \"Тёплый город\". Считается, что она избавит людей если не от тесноты, то от сезонной необходимости утепляться.

\"Не одеваясь, с большим удовольствием проходя закрытыми, интересными подземными пространствами, перекрытыми внутренними дворами, человек может дойти до места работы, не попадая в нашу замечательную осенне-весеннюю, зимнюю погоду. Если хочет – вышел под снежок, ради Бога\", - рассказывает директор НИиПИ Генплана Москвы Сергей Ткаченко.

Просто ввысь Москве расти уже не к лицу. Ещё немного – и исторический силуэт города с восьмивековой историей растворится в тени многоэтажек. Поэтому в НИИ Генплана решили опустить глаза ниже линии горизонта. Ведь город уже давно функционирует под землёй. Правда, не всегда благополучно. Московское метро – ему 75 – время от времени даёт течь. Станция \"Маяковская\" – лишь этой весной из переходов исчезли тряпки для сбора грунтовых вод. Что же говорить о коллекторах подземных рек, построенных ещё раньше? Когда-то в этой трубе текла вся река Нищенка – главная подземная артерия юго-востока Москвы. Сейчас в коллекторе едва ли половина её вод, остальное через трещины уходит в почву.

\"Паводки, дожди – сюда идут подтопы постоянно. По всему коллектору, начиная от Хохловки и заканчивая Печатниками\", - рассказывает руководитель центра подземных исследований \"Остроб\" Михаил Савкин.

Одна только Нищенка за годы протечек превратила территорию от шоссе Энтузиастов до Печатников в огромное подземное болото.

В котором, как поплавки, плавают бетонные сооружения завода \"Фрезер\", цеха АЗЛК и тоннели московского метро, выдавливая подземные воды ещё дальше по горизонтам.

\"Это семиэтажное подземное царство этого района, огромное. Коммуникации, которых здесь очень много, накладываются друг на друга в этом районе, идут деформации, разрушения, и строить здесь что-то в ближайшем будущем просто нереально\", - продолжает Михаил Савкин.

Дорогая московская земля, но капризная . За последние десять лет количество провалов почвы увеличилось в разы. 2007 год, Трубная площадь. Площадь провала 120 квадратных метров. 30 домов остались без воды и электричества на несколько дней.

Меньше десяти лет соседствуют эти два дома – новый и старый. В местах соприкосновения – трещины. Местные жители говорят: деформации стали проявляться одновременно и там, и там. Причиной считают автомобильную парковку под новостроем. Она, подобно плотине, перекрыла течение подземной реки и создала в почве некоторое подобие запруды, которая и сводит на нет все планы московских архитекторов.

Один из разделов Генплана развития Москвы до 2025-го года посвящён районам опасных геологических процессов. Самые тревожные зоны отмечены на карте коричневым. Здесь существует реальная опасность возникновения оползней, вымывания породы, образования пустот. Голубой цвет – это зоны подтопления почв. И лишь небольшая часть города отмечена жёлтым – места, где подземное домостроение всё же возможно. Но на схеме потенциальных подземных стройплощадок их значки не везде совпадают с жёлтыми зонами.

\"Все они подвержены геологическим рискам, карстовые явления, обводнения, просадки. По этому Генплану мы видим, что для строительства удобно только процентов 5-8. Конечно, строить можно, но это безумно дорого и очень рискованно\", - подчёркивает академик Российской академии архитектуры и строительных наук Юрий Бочаров.

В НИИ Генплана и сами признают – сейчас не существует технологий для полномасштабного строительства в глубину. И подземный город – это скорее взгляд на 80 лет вперёд.