Спасти РФ от спада рождаемости может завоз мигрантов

На модерации Отложенный

Демографы считают, что спасти Россию от спада рождаемости может массовый завоз мигрантов

За прошедший год россиян стало на 23 тыс. больше -- по словам экспертов-демографов, впервые за последние 15 лет можно всерьез говорить о приросте народонаселения. Однако, по мнению тех же специалистов, особых надежд на дальнейший рост рождаемости и снижение смертности возлагать не следует, ибо после 2012 года страну неминуемо ожидает очередной демографический спад. «Благие пожелания, выраженные в государственной концепции демографической политики: стабилизация численности населения, обеспечение роста населения к 2025 году -- это демографическая мечта. Нужно реально смотреть на вещи», -- заявил вчера директор Центра по изучению проблем народонаселения МГУ Валерий Елизаров.

Концепция, которую упомянул демограф, на днях стала предметом внимания президента Дмитрия Медведева. В минувшую пятницу пресс-служба главы государства сообщила, что г-н Медведев дал ряд поручений для решения проблем демографии, в том числе по строительству перинатальных центров, «соответствующих критериям регистрации рождений, рекомендованным Всемирной организацией здравоохранения». По распоряжению Медведева, к 1 мая должна быть подготовлена программа соответствующих мероприятий на 2011--2015 годы -- ее планируется обсудить на заседании президентского совета по реализации нацпроектов и демографической политики. Президент поручил премьеру Владимиру Путину, министру здравоохранения и соцразвития Татьяне Голиковой, главам регионов и руководству Российской академии медицинских наук к 1 июля «принять дополнительные меры по внедрению современных технологий выхаживания новорожденных». К этому же сроку должны быть разработаны более совершенные схемы получения материнского капитала. Все президентские поручения были даны «с учетом дальнейшего развития положительных тенденций роста рождаемости и снижения смертности, в том числе младенческой и материнской».

Однако эти обнадеживающие тенденции нельзя считать долговременными, считают директор Центра по изучению проблем народонаселения МГУ Валерий Елизаров и его коллега, директор Института демографии Государственного университета -- Высшей школы экономики Анатолий Вишневский. Действительно, сейчас мы наблюдаем рост рождаемости, заметил г-н Елизаров. Определенную роль в этом сыграли меры, принятые правительством после утверждения демографической концепции в 2007 году, но основной причиной, по мнению ученого, явились объективные факторы. «Прирост стал следствием того, что в детородный возраст вошли женщины, рожденные в середине 1980-х, когда наблюдался демографический всплеск», -- пояснил Елизаров. «Мы сейчас пожинаем плоды этого всплеска, -- согласился с коллегой Анатолий Вишневский. -- Что же касается уменьшения смертности, которое регистрируется с начала 2000-х, то оно вызвано тем, что в эти годы начало уходить из жизни поколение, рожденное в 1940-х, -- этих людей, появившихся на свет в войну и в послевоенные годы, по понятным причинам было мало, оттого было мало и смертей в 2000-х». Вообще, отмечают демографы, «эхо войны» до сих пор сказывается и на возрастной структуре россиян, и на волнах подъемов и спадов численности народонаселения.

Влияние оказывают и не столь отдаленные времена: демографическая яма, в которую Россия, по прогнозам ученых, должна опуститься после 2012 года, следствие резкого спада рождаемости в 1990-х.

«Можно повлиять на текущие процессы, но не на возрастную структуру населения, -- подчеркивает г-н Вишневский. -- Все женщины, которые могут стать матерями в 2030-м и позже, уже родились». Таким образом, считает ученый, достичь целей, заложенных в государственной концепции (к 2015 году стабилизировать численность населения на уровне 142--143 млн человек, а к 2025 году -- довести этот показатель до 145 млн), вряд ли удастся без привлечения человеческих ресурсов из-за рубежа.

«Россия находится на очень приличном среднеевропейском уровне рождаемости», -- сообщила глава управления статистики населения и здравоохранения «Росстата» Ирина Збарская. По ее словам, средний коэффициент рождаемости в прошлом году вырос до 1,56 рождения на одну женщину (в 2000-м он составлял 1,2 рождения). В августе 2009 года впервые количество зарегистрированных рождений превысило число смертей, впрочем, в последующие месяцы умерших опять стало больше, чем родившихся. «В целом естественная убыль все равно сохранилась, но теперь это около 250 тыс. человек в год, а не 700--800 тыс., как раньше», -- заметил Валерий Елизаров. По его мнению, если тенденция к росту числа рождений и сокращению числа смертей сохранится, то Россию в 2011 году все равно ожидает убыль населения, может быть, чуть меньшая, чем в 2010-м. «Но после 2012 года нас неизбежно ждет поворот, поскольку число рождений начнет снижаться, и никакие, самые лучшие меры демографической политики, увы, не смогут этот процесс остановить», -- вновь предупредил демограф.

Затормозить снижение численности населения может лишь миграция, уверены Вишневский и Елизаров. «Значительный миграционный потенциал сохраняется в Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Таджикистане, Украине и Молдавии», -- сообщил участникам «круглого стола» заместитель директора департамента по работе с соотечественниками за рубежом МИДа Владимир Стариков. По его словам, в рамках программы по переселению соотечественников в Россию переселилось более 17 тыс. человек, еще около 5 тыс. соотечественников планируют репатриироваться в ближайшее время. Выслушав сообщения представителей МИДа, демографы заметили, что хотя возвращение на родину -- дело, безусловно, хорошее, но 17 тыс. «новых россиян» проблему убыли населения не решат. «Мобильный ресурс соотечественников, которые могут вернуться, очень мал», -- заявил г-н Вишневский. Тем более, добавил он, те, кто могут переехать в Россию (например, потомки целинников, в свое время осваивавших казахские степи), уже переехали, а «многочисленные русские, проживающие, к примеру, на Украине, вряд ли захотят переезжать в Россию, потому что считают родиной именно Украину». Поэтому, считает директор Института демографии ГУ-ВШЭ, «придется принимать мигрантов других, более далеких по культуре, языку и религии, чем было до сих пор, -- страна должна так или иначе готовиться к этой ситуации».