Верховный суд придумал, как бороться с \"ворами в законе\"

На модерации Отложенный

Верховный суд определил статью, по которой к организаторам преступлений будет применяться более жесткое наказание. Примерно так можно сформулировать суть постановления пленума Верховного суда, которое в четверг публикует «Российская газета». Речь в документе идет о судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества или участии в нем.

Летом прошлого года Дмитрий Медведев потребовал от силовиков придумать, как бы эффективнее бороться с организованной преступностью в целом и террористическими группами в частности. Тогда же президент озвучил одну из своих идей - сделать наказание для лидеров преступного мира более суровым и жестким.

Уже в начале осени такие предложения были представлены главе государства. Законодательную инициативу президента оперативно рассмотрели Госдума и Совет Федерации. Это и были поправки в статьи 35 и 210 Уголовного кодекса РФ. Так в УК появилось определение человека, «занимающего высшее положение в преступной иерархии».

После этого законодательство фактически сблизилось с международной Конвенцией по транснациональной преступности. Однако тут же притормозило, столкнувшись с практикой. Когда дело дошло до конкретного применения этих поправок, то российские суды уперлись в то, что суть этого определения больше нигде не была раскрыта. Поводом для пленума Верховного суда и стала необходимость изменений в статьях 210 и 35 УК.

Два года назад, в 2008 году, Верховный суд уже принимал постановление об организованной преступности. В нем было и само определение преступного сообщества, и то, из каких элементов оно состоит. Но время показало, как сильно меняются методы торговцев оружием и наркотиками, как становятся все более изощренными бандиты.

Специалисты говорят, что в большом преступном мире четко наметилась тенденция разделения криминального труда. Поэтому пленум в очередной раз уточнил непонятные для правоприменения определения.

«К примеру, там появились такие термины, как «координация преступных действий» и «создание устойчивых связей между различными самостоятельными ОПГ», - рассказал один из авторов документа, верховный судья, доктор юридических наук Владимир Дорошков. - Такая деятельность признается преступной и уголовно наказуемой, но суды до сих пор не знали: что подразумевать под этими понятиями? Под координацией, согласно постановлению, следует понимать согласование преступных действий между структурами ОПГ для совершения запланированного преступления. А создание устойчивых связей - это действия лица по объединению таких групп опять-таки с преступной целью. То есть все то, что делают криминальные авторитеты, которые до сих пор легко уходили от наказания. Теперь их проще станет привлечь к уголовной ответственности, основываясь на этих разъяснения».

В документе подготовлены новые разъяснения по применению уголовной ответственности за создание преступного сообщества (преступной организации), за руководство им или входящими в него структурными подразделениями и за участие в них. Раскрыты в документе и такие важные понятия, как прямое или косвенное получение выгоды от преступления.

Кроме того, юристов, которые консультируют российскую мафию, станут теперь чаще сажать за решетку. Проще будет определить туда и чиновников-коррупционеров, которые «сливают» преступным сообществам служебную информацию.