Третьим будешь? Таможенный союз

На модерации Отложенный

Как бы кто ни относился к Александру Григорьевичу Лукашенко, до сих пор он представлялся жестким и расчетливым игроком, ясно представляющим себе рисунок игры, умевшим тонко и продуктивно блефовать, даже имея слабые карты. Принципиальное отличие нынешней ситуации: сегодня Лукашенко блефует, не имея на руках никаких карт. Бессмысленный демарш в поддержку Бакиева даже в большей степени, чем нынешний газовый конфликт, создает ощущение не рационального политического расчета, а эмоционального выплеска, проще говоря, обиды. Что делают на практике с обидчивыми, хорошо известно. Нет сомнений, что в данном конкретном случае России предоставляются все возможности сделать именно это.

Проблемы интеграции, связанные с позицией белорусской стороны, изложены нашими авторами исчерпывающе, возможно, даже слишком. Поэтому представляется целесообразным обратить внимание на другую сторону. Что касается союза, и союзного государства, и союза таможенного, можно в очередной раз повторить, что никакая успешная интеграция невозможна без политической, а точнее, военно-политической основы. Во-первых, это крыша от давления и разводки извне. А во-вторых, это единственный шанс не политизировать многочисленные экономические, коммерческие, клановые и т. д. разногласия. Но в случае с Белоруссией как раз военно-политический союз есть, он реален и безальтернативен. И Александр Григорьевич абсолютно прав, когда об этом напоминает.

Никак не могу согласиться с нашим автором, что этот союз не уравновешен реальной угрозой с противоположной стороны. Угроза эта отсутствует ровно постольку, поскольку она гарантирована минимально достаточным сдерживанием. Проблема тут в другом.

Стабильность белорусской экономики и белорусской политической модели (тем более в кризис) обеспечивалась и обеспечивается дотацией. Эта дотация неуклонно уменьшается и в обозримой перспективе может свестись к нулю. Понятной задачей Лукашенко является задача сохранить стабильность и сохранить дотацию. С одной стороны, ему вроде как нечего терять — лучше умереть стоя, чем умереть на коленях. С другой стороны, расчет построен на том, что России в конечном счете нужна эта стабильность, то есть нужен союзник. В конце концов расчет основывался на том, что России нужна постсоветская интеграция. Правда заключается в том, что этот расчет не работает. В нынешний момент для нынешнего российского руководства постсоветская интеграция не является приоритетом. И именно поэтому эскапады Лукашенко выглядят пустой и бесплодной истерикой. Как бы это не представлялось теоретически, в душе и в мечтах, действующая практика нашей политики доказывает — нет такого приоритета. И в свете этого эмпирически доказанного обстоятельства все отношения, события и ходы на постсоветском пространстве представляются совсем в ином свете, чем это принято считать.