О \"Связьинвесте\",\"Нутритеке\" и стратегии потерь

На модерации Отложенный

У одного из крупнейших производителей детского питания компании \"Нутритек\" большие проблемы. Компания оказалась на грани банкротства: счета арестованы, денег на развитие нет, иностранные акционеры открыто обвиняют \"Нутритек\" в подтасовке финансовой отчетности и попустительстве растрат. По сведениям газеты \"Коммерсант\", основным акционером \"Нутритека\" (примерно 39%) является основатель фонда Marshall Capital Partners Константин Малофеев. Он же по совместительству глава комитета по стратегическому развитию \"Связьинвеста\", и, как утверждают, \"серый\" кардинал госхолдинга, который, как известно, в данный момент переживает главную реформу своей жизни.

Говорят, что известный своей близостью к министру связи и массовых коммуникаций Игорю Щеголеву он, по сути, и курирует ход реформы \"Связьинвеста\". Оставим на время в стороне ударные планы о создании на базе \"Ростелекома\" (ключевого актива \"Связьинвеста\", так называемого \"национального чемпиона\") и вспомним последние, куда менее амбициозные \"сделки\" господина Малофеева, которому, как было сказано выше, доверено едва ли не сравнять реформированный \"Связьинвест\" в обозримом будущем по капитализации, например, со Сбербанком.

В узком кругу инвестбанкиров Константин Малофеев имеет репутацию человека жесткого, порой даже на грани фола. Возможно, это нервное, ибо есть и другая сторона его репутации: все к чему прикасается глава Marshall Capital Partners имеет свойство превращаться далеко не в золото. Например, уже упомянутый \"Нутритек\".

Когда-то \"Нутритек\" был весьма успешной компанией, однако теперь спасти ее бизнес путем дополнительной капитализации согласны лишь 5% ее акционеров. Почему? Потому что ее совладельцы подозревают ее управленцев в фактах низкого уровня внутреннего контроля и недействительности предыдущих финансовых отчетов. По сведениям газеты \"Коммерсант\", совладельцы непростые: это фонд Inter IKEA, управляющий средствами семьи Ингвара Кампрада, основателя IKEA, французский фонд АХА Private Equity, американская Paul Capital Partners и Lexington Capital Partners. Последняя управляет $15 млрд частных и государственных пенсионных фондов. Часть денег этих самых пенсионеров находились в фондах, которыми управляет Marshall, последний сейчас ведет с инвесторами переговоры об их закрытии. Однако объясниться с иностранными акционерам, куда делись пенсионные деньги, будет непросто. На фоне таких новостей за неделю акции \"Нутритека\" обесценились более чем на 20%.

В прошлом году Marshall Capital Partners был очень близок к тому, чтобы стать совладельцем крупного петербургского продуктового ритейлера \"Лента\". Один из ее совладельцев Олег Жеребцов подписал с Marshall Capital опционное соглашение на покупку 35,4% сети почти за $100 млн. Говорят, Marshall Capital Константина Малофеева даже заплатил предпринимателю $1 млн, чтобы он не передумал.

Но именно это и произошло. Может, потому, что поступило более привлекательное предложение, а может, потому, что Жеребцов не захотел иметь дело с Marshall Capital. Случился скандал. Олег Жеребцов отказался от сделки с Малофеевым и продал свою долю американскому фонду TPG Capital и \"ВТБ Капитал\". Очевидцы рассказывают, ярости главы Marshall Capital не было предела.

В прошлом году Marshall Capital Partners Константина Малофеева присматривалась к аптечной сети \"36.6\". Как обычно бывает с Marshall Capital переговоры шли непросто. Настолько непросто, что в итоге \"36.6\" нашла другого партнера: крупнейшего российского фармдистрибутора \"СИА Интернэшнл\", а Marshall Capital, в очередной раз, осталась ни с чем. Разумеется, чтобы сохранить лицо Константину Малофееву пришлось придумать убедительную версию очередного фиаско. Marshall Capital якобы не устроили показатели due diligence \"36.6\" - а платить $70 млн за блокирующий пакет аптечной сети при такой ситуации, вроде как нецелесообразно. Однако, счет, как говорится, на табло. Теперь самое время заглянуть в итоговую таблицу.

За неполный год инвестбанкир Константин Малофеев едва не разорил когда-то успешную компанию, не сумел договорится о покупке доли в другой и был цинично проигнорирован в третей. Послужной список говорит сам за себя, возникает вопрос. Каким образом человек, фактически стоящий у руля реформы крупнейшей госкомпании связи, может создавать \"национального чемпиона\", если он не способен провести сделки, суммы которых в разы отличаются от показателей компаний \"Связьинвеста\". Каким образом государство доверило курировать стратегию развития \"Связьинвеста\", человеку, которого западные фонды косвенно подозревают в причастности к фальсификации финансовой отчетности, неэффективному финансовому управлению и растратам? Возможно, ответы на эти вопросы будут получены уже в ближайшее время. Реорганизация \"Связьинвеста\" идет со скрипом, миноритариям еще только предстоит решить, принимать ли предложение \"Связьинвеста\" об обмене своих акций на бумаги объединенного \"Ростелекома\".

ВЭБ, у которого в управлении почти 40%-ный пакет \"Ростелекома\", уже номинировал в его совет директоров целый ряд своих представителей (еще не известно, какова будет их позиция). Сам будущий \"национальный чемпион\" продолжает терять долю рынка, а его чистая прибыль по итогам 2009 года по РСБУ оказалась почти на 30% меньше чем за 2008 год. Громко анонсированное партнерство с \"Мегафоном\" по созданию четвертого сотового федерального оператора, скорее всего, так и останется на бумаге. Если так пойдет дальше, отчитываться придется не только перед иностранными пенсионерами, а, например, перед Владимиром Путиным, который и завизировал одиозную реформу. Не исключено, что главному стратегу \"Связьинвеста\" придется вызывать доктора.