В Госдуме озаботились нравственном обликом чиновников

На модерации Отложенный

Государственные и муниципальные служащие должны будут отчитываться о том, что они пишут в соцсетях .

Депутаты Госдумы считают, что чиновники должны соответствовать как высоким профессиональным требованиям, так и морально-нравственным: профессиональной этики, честности и порядочности, а при общении с людьми — доброжелательности. Парламентарии подготовили законопроект, который касается ведения государственными и муниципальными служащими соцсетей. Речь идет не о внутренней переписке, а о том, что человек пишет в открытом доступе. Поправки вносятся сразу в два закона: «О государственной гражданской службе РФ» и «О муниципальной службе в РФ». Эксперты отмечают, что это общемировой тренд, которому следуют США и многие западные страны. И госкомпании, и крупные частные фирмы составляют кодексы и правила поведения работников в соцсетях, чтобы не навредить имиджу компаний и сохранить конфиденциальность внутренней информации.

Депутаты от двух фракций — «Единой России» и ЛДПР — Владимир Бурматов и Андрей Луговой внесли документ в Государственную думу (есть в распоряжении «Известий»).

Авторы идеи считают, что этот законопроект направлен на повышение прозрачности государственного и муниципального управления, а также укрепление авторитета госслужбы.

— При приеме на работу на должности государственных и муниципальных служащих соискателям придется помимо резюме прислать в кадровую службу ссылки на аккаунты в соцсетях. Причиной же отказа в приеме на работу может стать распространение в сети информации, порочащей государство и государственные органы, — говорит Андрей Луговой. — Кроме того, это же нововведение может коснуться и тех, кто уже работает на государственной и муниципальной службе: им придется отчитываться о ведении своих соцсетей раз в год перед кадровиками. И если будет замечено неподобающее поведение или обнаружится конфликт интересов, то такой чиновник может лишиться должности (вплоть до увольнения с формулировкой «утрата доверия» — и тогда доступ в госораганы для него будет закрыт).

Отметим, что в законопроекте не прописано, по каким именно параметрам должны будут отчитываться госслужащие, это должны конкретизировать сами кадровые службы.

Владимир Бурматов также уверен, что с принятием предложенных поправок служащими будут соблюдаться, во-первых, морально-этические нормы, а во-вторых, снизятся коррупционные риски.

— Этой инициативой мы сможем исключить попадание во власть людей, которые до этого размещали в соцсетях информацию о конфликте интересов, связанных с бизнесом. Для меня не последний аргумент в этом случае — посмотреть историю сообщений человека. Возможно он имел тесные связи с теми или иными коммерческими предприятиями. Это повод задуматься, чем он будет заниматься на своей службе и не возникнет ли конфликта интересов, — пояснил Бурматов.

Второй момент, на который обратил внимание депутат, — это морально-этические нормы. По его словам, то и дело всплывают ситуации, когда люди размещают «какое-то непотребство, которое дискредитирует властные структуры, в том числе и те, где они работают».

— Всё это заранее можно будет отсмотреть. И у наших граждан будет уверенность, что такие люди во власть не попадут. Мы идем по пути всех развитых стран, но у них все это происходит гораздо жестче. К примеру, в США не только государственные структуры, но даже частные предприятия запрашивают пароли от аккаунтов, чтобы просмотреть, что у них там внутри. У нас такого нет. Я считаю, что это избыточная норма, — подчеркнул Владимир Бурматов.

Председатель комитета Государственной думы по информационной политике Леонид Левин отметил, что социальные сети всё шире входят в повседневную жизнь и становятся частью реальности, с которой нельзя не считаться.

— Важно, что это направлено исключительно на государственных служащих и не делается даже попытки вмешиваться в кадровую или корпоративную политику частных организаций. Учитывая это, в рассмотрении законопроекта ключевую роль должна сыграть позиция правительства России, — заявил он. — По опыту США, где социальные сети развивались с некоторым опережением по отношению к нам, известно, что с определенного момента многие частные работодатели стали включать в трудовые контракты различные требования по поведению в социальных сетях.

Тем более для государства логично требовать от принимаемых на работу предварительно уведомлять о возможном наличии общедоступной информации, которая может быть использована для дискредитации звания госслужащего или государственной службы в целом. Думаю, что все согласятся с тем, что существует довольно большое количество видов поведения, формально не преследуемых по закону, но порицаемых обществом, информацию о которых пользователи с соответствующими увлечениями открыто размещают на своих страницах в социальных сетях.

Председатель комитета Государственной думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев заявил «Известиям», что законопроекта пока не видел, но он считает, что идея интересная и ее надо изучать.

В свою очередь, cоветник президента РФ по проблемам интернета, председатель правления Института развития интернета Герман Клименко считает, что для некоторых категорий госслужащих регламентирование необходимо.

— Вопрос в том, как они собираются это регламентировать. Та часть чиновников, которая отвечает за спорт, к примеру, должна целыми днями сидеть в соцсетях и рассказывать о своих достижениях, те же, кто работает в системе безопасности, конечно же, не должны этого делать, — заявил он.

Директор международного Института новейших государств Алексей Мартынов отмечает, что изучал, как этот вопрос регламентируется в разных странах и, по его словам, инициатива депутатов — в мейнстриме международной практики.

— На Западе во многих крупнейших компаниях поведение сотрудников в соцсетях строго регламентировано. Что можно позволить в онлайне, а что нет, прописано в документах таких фирм, как Microsoft, Facebook, IBM, Intel, Washington Post, BBC. Это же касается и госорганов. Американская армия накладывает ряд запретов и ограничений для военнослужащих в соцсетях, французская армия вот уже четыре года как ввела кодекс поведения в соцсетях. Подобное руководство для американских федеральных ведомств выпустил и главный информационный совет США. В документе не рекомендуется распространение личной или служебной информации, заведение подозрительных знакомств, а также оскорбительные и непристойные высказывания, — рассказал эксперт.

Он напомнил, что в Нью-Йорке, а также одном из регионов Германии действуют ограничения на общение учителей с учениками в соцсетях.

— Если говорить о статистике, то в 40% организаций в США имеются официальные правила использования соцсетей, в 56% оговаривается право руководства отслеживать поведение сотрудников в соцсетях, и у 70% компаний в США имеются кодексы, регулирующие корпоративное и личное поведение сотрудников, — пояснил он.

Конечно, отмечает Мартынов, найдутся критики, которые заявят, что это наступление на личное пространство и нарушение прав человека, однако мировой опыт говорит, что это тренд последних лет. Причина этого в том, что идет стремительное развитие технологий общения в соцсетях.

— В этой инициативе речь идет не о каких-то ограничениях. Вопрос в том, что аккаунты чиновников должны видеть в том числе работодатель-государство и определенные структуры. Если это открытый аккаунт — его видят все. Если же это закрытые группы, государство вправе попросить раскрыть, что там обсуждается, каков контент, насколько он касается обязанностей чиновника или его должностных функций, а также гостайны и кибербезопасности. Это фактически защита госслужащего от злоумышленников и неосторожных действий, — заявил он. — Запретить участвовать в интерактивной жизни нельзя, а вот возможность определенным образом иметь доступ к информации, что там пишется, должна быть, — заявил Мартынов. — С одной стороны, соцсети — это личное пространство, но с другой — носитель государственной или ведомственной корпоративной тайны должен понимать, что личное пространство никто не запрещает, но нельзя переходить грань. Именно для этого и нужен контроль.

По словам авторов инициативы, законопроект также основывается на требованиях международных антикоррупционных стандартов. Так, Конвенция ООН против коррупции рекомендует государствам-участникам устанавливать меры и системы, обязывающие публичных должностных лиц предоставлять соответствующим органам декларации о внеслужебной деятельности и занятиях, в связи с которыми может возникнуть конфликт интересов.