Трамп, Путин, Нетаньяху и сомнительное состояние дел на континенте

На модерации Отложенный

Вчера состоялись переговоры между Путиным и Нетаньяху. Естественно, главным вопросом была ситуация в Сирии и "озабоченность" Израиля иранским присутствием в этой стране. Даже российский официоз упомянул наличие этой озабоченности и предложение Путина обсудить именно ее.

Встреча проходила на фоне удара израильских беспилотников по нескольким объектам иранской инфраструктуры в Сирии, а также по сирийским военным объектам. Путин, будучи якобы союзником Асада, никак не возмутился этим обстоятельством и предпочел его вообще не заметить. Впрочем, учитывая возрастающую напряженность между Кремлем и Тегераном в Сирии, такое поведение Путина, скорее, норма.

Вчера же иранский генерал КСИР заместитель командующего Хосейн Салами заявил, что иранские силы в Сирии ждут только приказа, чтобы обрушиться на Израиль: "...Салами заявил, что на Израиль нацелены 100 тысяч ракет. Генерал сказал: “Мы создаем гигантский кулак в Ливане, потому что мы хотим нанести удар всей нашей мощью. “Хизбалла” сегодня располагает немыслимой силой, которая сломает сионистский режим. У сионистского режима нет стратегической глубины...

hsalami

Несмотря на то, что Иран по пять раз на дню угрожает стереть Израиль с лица земли, и эти угрозы не стоит воспринимать, как непосредственные, определенный риск внезапного конфликта постепенно увеличивается.

Любая война имеет свою логику. Невозможно занять какую-то высотку или железнодорожный разъезд, после чего объявить о победе. Есть, конечно, исключения - троекратное заявление Путина о победе в Сирии как раз из этой серии, но как раз Путину можно вообще всё - он так и не сумел внятно объяснить, за каким чертом он залез в чужую войну, поэтому понять, что для него есть победа, все равно невозможно.

Иран находится как раз в такой ситуации - он сумел создать свой "шиитский коридор" от Тегерана до Бейрута, однако проблема в том, что закрепить достигнутый результат политически он не в состоянии. Без закрепления "коридор" будет все время под угрозой, а значит - Иран будет вынужден вести затяжную войну за его сохранение. Войну, в которой стратегически он не в состоянии выиграть хотя бы по причине колоссальной разницы в ресурсах со своими противниками. На фоне начинающейся социальной катастрофы в самом Иране перспективы у такой затяжной войны для Ирана очевидны и плачевны.


IMG_0002

Единственный ресурс, которым располагает Иран - людской. Только в Сирии он собрал от 100 до 120 тысяч боевиков и подконтрольных ему террористических группировок, которые воюют с местными боевиками и террористическими группировками в непрямую, но тем не менее, вполне полноценную войну.Аналогичная ситуация в Ираке - там под контролем КСИР, который и продвигает проект "шиитского коридора" находится порядка 150 тысяч боевиков военизированных шиитских группировок. Есть еще война в Йемене, и она тоже имеет отношение к "коридору", хотя и опосредованное - ею КСИР прикрывает свои действия в Сирии и Ираке и отвлекает существенные ресурсы противников. (Хотя, стоит отметить, Саудовская Аравия вполне адекватно отреагировала на йеменскую угрозу, передав ведение войны в этой стране партнерам из ОАЭ. Это сулит в будущем определенные проблемы с Эмиратами, но прямо сейчас серьезно ломает игру КСИР).

Тем не менее, обладая таким вполне внушительным ресурсом, Иран рискует стратегическим поражением, так как может просто не потянуть продолжительную войну. Именно это и создает все возрастающий риск для Израиля, чем он весьма обеспокоен.



Риск очевиден: если нет возможности выиграть войну в обороне, то единственным шансом является наступление. Шансом если не победить, то хотя бы зафиксировать ранее достигнутое. И в этом смысле угрозы Хусейна Салами не выглядят совсем уж блефом. В регулярной войне арабские страны регулярно же терпели поражение от Израиля. Но вот с иррегулярной масштабной войной есть вопрос. Последняя война с Хезболлой для Израиля завершилась в лучшем случае вничью. При том, что в военном отношении Хезболла, скорее, проиграла ту войну, но и Израиль вряд ли может записать ее в свой актив, хотя, естественно, всегда есть ультрапатриоты, которые найдут победу в чем угодно.

Иран (если точнее, то КСИР - так как интересы Ирана как страны и интересы КСИР, безусловно, находятся во все более возрастающем противоречии) вполне может пойти на обострение кризиса с Израилем. Целью такого кризиса будет не победа над Израилем - это невозможно ни в военном, ни тем более в политическом отношении. Целью станет принятие достигнутых уже сегодня результатов войны в Ираке и Сирии - создание "коридора". Не самая хитрая тактика, но вполне действенная. В конце концов, именно таким образом Путин заливает вместе со своим партнером Порошенко кровью Донбасс, прикрывая катастрофой для нескольких миллионов человек свою победу в Крыму. Другой вопрос, что у Путина пока этот номер не слишком получается - Запад развел оба вопроса и категорически не желает разменивать одно на другое. Тем не менее, сама постановка вопроса вполне разумна (если не принимать во внимание ее людоедский по отношению к Донбассу аспект). Проблема только в том, что уровень кремлевских не позволяет им реализовывать такие схемы: увы, бандиты из подворотен интеллектом блистать не в состоянии.

Израиль осознает угрозу, исходящую от КСИР, и пытается решить ее, наняв Путина на грязную работу по созданию из российских военных и подконтрольных им прокси-формирований сирийцев барьер на пути возможной агрессии Ирана в отношении Израиля. Логика вполне обоснована: если Кремль сумеет "разрезать" "шиитский коридор" в Сирии, то для Ирана пропадет смысл агрессии против Израиля - она имеет основание только в случае существования "коридора".

Именно поэтому Нетаньяху как на работу в офис, ездит в Москву. Его задача - нанять Путина для обеспечения безопасности Израиля. Примерно то же хочет сделать и Трамп, который будет встречаться с Путиным на днях. Естественно, что они будут говорить Путину, какой тот великий и умный - какая разница, если в итоге он будет выполнять в интересах Израиля и США их работу. И Нетаньяху, и Трамп решают свои задачи, их логика в данном вопросе совершенно рациональна.

С Кремлем сложнее. Смысла в сирийской войне у Путина нет еще с весны 2016 года: первоначальные задачи, которые вынудили его влазить в эту авантюру, полностью провалены.Приходится заниматься тем, что Путину совершенно не нужно - оккупировать значительную часть страны, совершенно не понимая, зачем это ему вообще нужно.

Проблема Путина в том, что сделав ставку на военный психоз внутри страны, он теперь вынужден все время с кем-то воевать. Чем еще прикрыть нарастающую катастрофу внутри страны? Поэтому если Иран вдруг станет нашим врагом - то почему бы и нет? Путинским тиффози вообще без разницы, кого он побеждает сегодня и с кем воюет. Важен процесс.

Делать какие-то выводы можно будет после встречи Путина и Трампа, однако суть всех встреч по Сирии с Путиным уже вполне понятна: торговля, в ходе которой партнеры пытаются поставить Кремль в положение, когда ему придется конфликтовать с Ираном. Вопрос только в цене, вокруг нее и идут переговоры.