Николай Валуев предложил "превентивный запрет" спайсов

На модерации Отложенный

Депутат предлагает наделить ФСКН правом запрещать продажу курительных смесей до проведения их экспертизы. 

В Госдуме намерены ужесточить контроль за оборотом курительных смесей, более известных как спайсы. Депутат Николай Валуев («Единая Россия») предлагает, опираясь на мировой опыт, на законодательном уровне расширить полномочия ФСКН, наделив ее правом предварительной блокировки продажи препаратов, вызывающих подозрение.

Предполагается, что если у сотрудников ФСКН появится информация о том, что на территории нашей страны изготавливаются и поступают в продажу вещества, которых еще нет в реестре запрещенных, но они используются как наркотики за границей, то эти вещества могут быть задержаны и изъяты для проведения лабораторных испытаний, цель которых установить, является ли вещество наркотиком или нет. Если результат будет положительный, то новую химическую формулу внесут в реестр запрещенных препаратов, а изготовители понесут уголовную ответственность. На данный момент представители ФСКН, даже зная о новом наркотическом средстве, не могут пресечь его распространение, а вправе лишь взять пробу на проведение исследований, которые могут длиться весьма продолжительное время, и только после этого вещество внесут в реестр запрещенных.

— ФСКН нужно дать больше полномочий, чтобы они превентивно запрещали препараты, которые вновь появляются. Ведь когда одно вещество вносят в реестр запрещенных, изготовители слегка меняют химическую формулу и продолжают продавать наркотики. Химические наркотики и курительные смеси уже всё заполонили, стоят они копейки. Привыкание к ним 100-процентное. Есть мировая практика, примеру которой стоит последовать, — заявил «Известиям» Николай Валуев.

Намерение единоросса поддержал и председатель комитета ГД по охране здоровья Сергей Калашников (ЛДПР).

— Бессмысленная ситуация, когда мы ждем, пока наркотик придет на рынок, и только после этого его уничтожаем, запрещаем.

Наверное, все-таки запрещать надо на подходах. Другое дело, если это будет неправомерная практика, то она может быть в судебном порядке оспорена, и тогда наркоконтроль должен понести ответственность. Но я не думаю, что если запретить очередной спайс, то кому-то от этого хуже будет, — пояснил он.

Член комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Илья Костунов («Единая Россия») также поддержал идею Николая Валуева, но настоял на обязательной доработке документа.

— Это правильная инициатива, но прежде чем давать такие беспрецедентные полномочия, нужно предусмотреть защиту от возможных злоупотреблений со стороны сотрудников ФСКН, — рассуждает он. — Мне кажется, что для начала можно дать сотрудникам ФСКН право выносить предупреждение по аналогии с ФСБ, и в этом случае, если вещество окажется наркотическим, будет проще привлечь к уголовной ответственности изготовителей.

Муниципальный депутат, лидер движения «СтопНаркотик» Сергей Полозов пояснил, что данная тема также поднималась в Мосгордуме.

— Это важно, потому что сейчас процедура выявления запрещенного вещества достаточно долгая. После закупки ФСКН отправляет вещество на исследования, потом отдает на клинические испытания, а это около 3–4 месяцев. Далее медики выносят заключение и, например, подтверждают, что это вредное вещество. Медики отправляют свое заключение в ФСКН, специалисты ФСКН отправляют документы в разные министерства на согласование. Потом — в правительство на подписание к премьеру. Только после этого начинают действовать запретительные меры и дилеров можно привлекать по статье. Весь путь занимает от восьми месяцев до двух лет, либо документы вообще оседают в чьих-то кабинетах, — пояснил он.

В середине декабря прошлого года глава Госнаркоконтроля Виктор Иванов также обратился к президенту Владимиру Путину с просьбой о расширении полномочий в сфере борьбы со спайсами.