Какие задачи Россия решает в Сирии?

На модерации Отложенный

Операция "Оливковая ветвь" Турции в сирийском Африне подвела черту под ложью российских официальных целей кремлевской авантюры в Сирии. Собственно, ничего нового в понимании происходящего она не добавляет, однако даже совсем верноподданный электорат вдруг начал испытывать сомнения.

Было, как известно, заявлено две основных задачи, которые якобы так обеспокоили кремлевских небожителей, что они потеряли аппетит и сломя голову ввели войска за тысячу километров от наших границ. Первая задача: обеспечение территориальной целостности Сирии и ее суверенитета. Вторая: бескомпромиссная борьба с терроризмом на дальних подступах. Дескать, чем больше мы их там, тем меньше они здесь.

 С борьбой на подступах вышла полная победа. ИГИЛ, который, в общем-то, нас не трогал, теперь побежден и разгромлен. Правда, как-то довольно странно: прямо сейчас он расширяет свое присутствие в Хаме и Идлибе, кочует и атакует сирийские объекты по всей Сирийской пустыне, да и американцы регулярно отчитываются о массированных бомбардировках Абу-Камаля, который якобы освобожден и забыт. Прямо сейчас ИГИЛ кошмарит курдов на Евфрате, отчитываясь о десятках убитых противниках ежедневно. Но в целом - да, военная иерархическая структура ИГ разгромлена, вот только можно ли считать это победой с точки зрения борьбы на дальних подступах? Получилось что-то вроде богатырского удара лопатой по большой навозной куче с разлетом брызг во все стороны.

Если ранее ИГ, будучи компактным приемником всего пассионарного населения огромного региона, притягивал к себе тех, кто мог вести вооруженную борьбу в своих странах происхождения, то теперь все эти тысячи и тысячи обездоленных и озлобенных людей вынуждены либо возвращаться домой, либо искать новые горячие точки на карте. В итоге вместо одного места, куда они стремились, победа над терроризмом привела к созданию многих и потенциально не менее опасных.

Война идет - и уже нешуточная - на Синае, где местный вилайет ИГ активно борется не только с властями, но и местными бедуинскими шейхами, перехватывая их источники ресурсов и переманивая бедуинскую молодежь. Война идет в Ливии, где к ИГИЛ примыкают деклассированные сторонники Каддафи. Афганский вилайет ИГ Хорасан набирает силу и мощь, ориентируясь не только на возвращающихся из Сирии и Ирака, но в первую очередь на местные кадры, где существует довольно мощный слой недовольных как властями, так и талибами. И главное - там есть солидный источник ресурсов в виде афганского наркотрафика. Нешуточные проблемы нарастают в Тихоокеанском регионе. Президент Дутерте на днях продлил на год военное положение в мусульманском анклаве Филиппин, и говоря откровенно, особого результата от его мероприятий не ощущается.

Вчера вышел ролик, в котором казахские муджехеды ИГ твердо обещают вернуться домой и разжечь пламя джихада. Чуть ранее такой же ролик был выпущен кавказскими боевиками.

Как-то не срастается с дальними подступами, и судя по всему, среднеазиатские лидеры выглядят всё менее довольными такой безумной политикой Путина, ориентируясь всё больше на тех, кто способен если не дать гарантии, то по крайней мере, выглядит более вменяемым. Кроме того, они будут обязаны потребовать от России компенсации за возвращение "своих" боевиков по ее милости - денежные, силовые, ресурсные - какие угодно.

Угроза роста террористической активности в самой России тоже явно выросла. Ничто не способствует такому росту больше, чем борьба с международным терроризмом. Пока ее не было - все было как-то поспокойнее. Ничему не научил опыт Буша-младшего: пока он не начал борьбу с международным терроризмом, его вообще не было, как явления. А вот начал - и терроризм появился, окреп и стал реальной угрозой. Крепко подумав, Путин один в один повторил то же самое. Гений, одним словом.

С территориальной целостностью и суверенитетом Сирии получилось не лучше. Можно врать своему безмозглому электорату про 98 процентов освобожденной территории Сирии, для убедительности завышая ее площадь в три раза, но это не отменяет того факта, что весь восток страны - под американцами, север - под турками, важнейший транзитный узел страны и всего региона Алеппо - под иранцами. Юг вообще кишит кем угодно. Сирию уже раздербанили на оккупационные зоны, и не видеть этого может лишь слепой или зритель нашей пропаганды, что в сущности, одно и то же.

При этом обо все громко данные гарантии Асаду и его режиму периодически вытирают ноги кто угодно: то израильтяне бомбят что посчитают нужным, то американцы дают залп "томагавками", то теперь вот турки без малейшей рефлексии вводят войска на территорию Сирии. Да, Африн Асад не контролирует. Но пока это международно признанная территория Сирии, и если Путин гарантировал ее целостность и неприкосновенность, то как минимум не должен был согласовывать с Турцией вопрос ее агрессии, а сегодняшнее заявление турецкого премьера о том, что такого рода согласование имело место быть, никем из российских официальных лиц так и не опровергнуто. Хотя бы словесно.

Путина никто не тянул за язык гарантировать территориальную целостность Сирии. Но если ты дал гарантии - выполняй. Как - твое дело, ты же давал эти гарантии, тебя никто не заставлял. Иначе получается очередной грозный, но очень неприличный выхлоп типа "Мы будем стоять за спинами". Если слово президента России стоит дешевле выдохнутого им при этом воздуха - то кто в здравом уме будет иметь дело с таким ничтожеством?

В общем, не выходит как-то у Путина с внешней политикой. Не его это дело. С внутренней, как можно понять, тоже. И это тоже не его. Не по сеньке шапка. Его дело - рассовывать добычу по карманам друзей, и вот тут, видимо, все в полном порядке. Выстроить режим в стране, который загоняет ее в катастрофу - тут он тоже мастер. Но к созидательной работе человек не приспособлен вообще. Только к перераспределительной: у этих отнять, этим отдать.

Понятно, что с такими деловыми качествами уходить со своего поста - смерти подобно, возможно, и в самом прямом смысле этого слова. Такого рода деятельность с такими результатами просто вынудит любого сменщика рано или поздно (и скорее рано) инициировать масштабное расследование без сроков давности по всем достижениям предшественника - хотя бы для того, чтобы было на кого списать все эти грандиозные достижения. И во внутренней, и во внешней политике. Тут волей-неволей, но пойдешь и на четвертый, и на пятый и на последующие сроки. Вариантов-то нет.