Израильско-украинский бизнес на крови

На модерации Отложенный

Мы продолжаем журналистское расследование о связях мэрии Луганска и ООО «Украинско-Израильская медицинская компания». В прошлый раз мы предоставили возможность высказать свое мнение официальным лицам, в том числе, городскому голове Сергею Кравченко, а также иным учасникам этой скандальной истории. Теперь настало время ознакомить с позицией людей, стоящих, так сказать, у истоков «бизнеса на крови» в Луганске. Тем временем публикации МАИР продолжает внимательно изучать Луганская облпрокуратура.«Они просто тупо издевались и пили кровь»

Вначале мы встретились с Михаилом Мищенко, руководителем клиники «Сигма», президентом Луганской областной ассоциации негосударственной медицины, доцентом, кандидатом медицинских наук, менеджером ООО «Украинско-Израильская медицинская компания» и ООО «Системы лабораторной диагностики» и попросили дать комментарий по теме.

— Михаил Владимирович, 10 лет назад Вы организовали частную клинику «Сигма» на базе 7-й городской больницы. В июле 2008 г. на этой же базе обосновалась ООО «Украинско-Израильская медицинская компания» (УИМК), а с 2009 г. здесь же разместилась ООО «Системы лабораторной диагностики» (СЛД), которые Вы представляете в Луганске. Расскажите, каким образом зарубежный медицинский бизнес появился в нашем регионе?

— Несколько лет назад мне позвонили из Киева и предложили встретиться с представителем израильской государственной больничной кассы «Клалит». Как мне сказали, эту компанию заинтересовал украинский рынок медицинских услуг. После переговоров представителя больничной кассы с мэром Луганска и главным врачом 7-й горбольницы было решено сделать на базе больницы медицинский диагностический центр. Фирма «Клалит» специализируется на оборудовании операционных, реанимационных и лабораторных отделений.

— А почему израильского бизнесмена заинтересовал рынок лабораторных услуг именно Луганска?

— Через год совместной работы с израильтянами я им рассказал, что в Луганске есть городская биохимическая лаборатория, которая находится в плачевном состоянии. В то же время в мэрию стали поступать предложения от так называемых «бизнесменов»: «Вы отдайте нам бюджетные деньги, а мы будем делать вам анализы». После разговора со своим израильским руководством, мы решили предложить городу создать современную биохимическую лабораторию. Вначале мы хотели купить лабораторию у предпринимателя П. Бойченко, которая располагалась возле переведенной в 9-ю горбольницу городской биохимической лаборатории, и ее модернизировать.

— А в чем суть вашего лабораторного бизнеса?

— У нас была идея: сделать единую систему биохимического лабораторного анализа, создать точки забора крови во всех коммунальных лечебных учреждениях. В городском здравоохранении есть лабораторные площади, но нет нужного оборудования. Мы предоставим городу полностью все лабораторное оборудование. Мы берем в аренду помещения в медицинских учреждениях города для забора крови, ремонтируем их, ставим компьютеры, подводим сети Интернет. Получится единая система: в лечебных учреждениях забирается кровь у больных, транспортируется в одно место — в 7-ю больницу. Кровь для бесплатных анализов поступает в городскую лабораторию, а для платных анализов — к нам. Потом через единую систему Интернет в больницы возвращаются результаты анализов.

— Идея хорошая, и как она реализуется?

— Проект был отличный, однако переговоры не состоялись, так как П. Бойченко передумал продавать свою лабораторию. Он хотел получить за свой бизнес сумму в десять раз больше, чем тот стоит. Ему объясняли, что компании не нужно его «железо», а нужны его мозги, но Бойченко отказался от сделки. Пришлось все переиграть и сделать наш собственный проект на базе 7-й городской больницы. Поэтому решили создавать за свой счет новую лабораторию и ремонтировать помещения для городской лаборатории. Купили для городской лаборатории новую мебель, нужное оборудование. Проблема города — закупка реактивов для современного лабораторного оборудования.

— Получается так, что фирма несет большие затраты, а в чем ее выгода?

— Во-первых, наша выгода заключается в том, что мы себя раскручиваем, мы на слуху! Во-вторых, город нам сдает в аренду площади во всех лечебных учреждениях для забора крови.

Как работают другие частные лаборатории? Они используют имеющиеся в лечебных учреждениях процедурные кабинеты, не оплачивая аренды. Туда приезжает лишь курьер и забирает кровь. Мы же работаем открыто: взяли в аренду помещения, отремонтировали их за свой счет. Порой, чтобы арендовать комнату в больнице, нам приходится ремонтировать и другие кабинеты. Поэтому наши затраты на ремонт арендуемого помещения нередко превышают стоимость его реального ремонта в 4 раза. Так мы открывали свои кабинеты в 3 и 8 городских больницах.

— А какая польза городу от зарубежного инвестора?

— Уже ввезено в Украину несколько млн. долларов, созданы материально-техническая база и рабочие места. Окупаемость нашего проекта — 10 лет. Мы выполняем немало социальных услуг. За помощью к нам обращается и горздрав, и облздрав, и горисполком. Например, звонит мне заместитель мэра А. Ткаченко: «У меня на приеме инвалиды-колясочники, их нужно обследовать. Вы готовы их на себя взять?». Мы их можем обслужить и бесплатно, только как определенный процент от платных пациентов. Врач же не будет работать без зарплаты.

Пока это — первый проект в Луганске, куда инвесторы вошли со своим капиталом. В дальнейшем нами планируется реализовать еще два проекта — строительство кардиологического центра и центра материнства и детства.



— А есть ли частный интерес наших господ-чиновников в этом проекте?

— Вне всяких сомнений. Если их просят дать «зеленую дорогу» для проекта и что-то предлагают взамен, никто бы не отказался от этого. Но наша компания денег не дает. Она может предложить чиновникам социальный эффект, кого-то обслужить бесплатно.

— Работает ли в компании кто-либо из семьи заместителя мэра А. Ткаченко, например жена?

— Жена работает. Объясню ее участие. Знаете, чем закончились наши переговоры с юристами горисполкома? Представитель компании со злости порвал договор, когда услышал от юристов, что горисполком не может заключать договора с частными лицами. Они над ним просто цинично издевались. Он не мог понять логику чиновников: им дарят оборудование, чтобы можно было оказывать медицинские услуги населению, а они отказываются от этого.

— И чем же закончились переговоры?

— Уладил ситуацию А. Ткаченко, пообещав, что его жена-юрист, ранее работавшая в горисполкоме, подготовит договор, который устроит обе стороны.

— Она работает в компании?

— Она просто нас консультирует, работает по договору.«Бизнес не должен зависеть от власти»

Следующим нашим собеседником стал директор Луганской диагностической лаборатории, руководитель медицинского отдела ассоциации «Евролаб» в Украине, доктор медицинских наук Павел Бойченко.

— Павел Константинович, расскажите о вашем сотрудничестве с израильскими бизнесменами.

— Все началось два года назад, после открытия центра компьютерной томографии в 7 городской больнице. Тогда нам предложили сотрудничество специалисты Израиля. До этого мы неоднократно обращались к заместителю мэра А. Ткаченко с предложениями о реорганизации биохимической городской службы. Это — довольно выгодный бизнес. К нему проявляли интерес не только мы, но и другие луганские бизнесмены.

— Погодите, давайте вернемся все же к израильским инвесторам, которые проявили интерес к вашей лаборатории.

— После предварительных переговоров нас пригласили в Израиль, где показали лаборатории, работающие в клиниках фирмы «Клалит». После возвращения мы думали объединить свой бизнес с израильтянами. Но, когда пришло время подписывать договор, то оказалось, что израильскую сторону должна представлять не фирма «Клалит», а вновь созданная кипрская кампания, где среди соучредителей кроме меня и Мищенко числился некто Ткаченко. Меня удивило, что в Израиле мне показали одну фирму, а договор предложили заключить с другой.

Схема бизнеса простая. Создается фирма на Кипре, которая регистрирует в Киеве Украинскую компанию, а в Луганске работает всего лишь ее филиал.

— Зачем известной израильской фирме «Клалит», имеющий серьезный бизнес во многих странах мира, заниматься мелким теневым бизнесом в Луганске?

— В том то и дело, что фирма «Клалит» никакого отношения к данному проекту не имеет. Наверное менеджеры из «Клалита» решили в Луганске просто немного подзаработать.

Очевидно, городская власть лоббирует интересы чужого бизнеса. То, что городской власти представляется уникальными лабораторными технологиями, для нас — пройденный этап многолетней давности. Программа управления базой данных лаборатории у нас работает с 2001 г. У нас почти 5 лет эксплуатируются приборы, которые недавно привезли израильские бизнесмены. Только в отличие от лаборатории УИМК у нашей фирмы почти не осталось не одного собственного кабинета для забора крови в лечебных учреждений Луганска.«Ждите ответа!»

Во многих интервью и документах звучала фамилия заместителя городского головы Александра Ткаченко. Это он всячески препятствовал получению открытой информации о сотрудничестве с закордонными инвесторами. Это по его указанию городское управление здравоохранения перевело централизованную биохимическую лабораторию из только что отремонтированных помещений за многие сотни тысяч бюджетных гривень в помещения, подготовленные израильскими бизнесменами. Это благодаря А. Ткаченко были заключены договора о намерениях и сотрудничестве между луганским головой и УИМК. По странному совпадению в проекте создания фирмы на Кипре кроме известных фамилий луганских бизнесменов среди ее учредителей фигурирует фамилия некого господина Ткаченко. Поэтому за разъяснениями по интересующим нас вопросам мы решили обратиться к бывшему заместителю луганского головы, ныне заместителю луганского губернатора Александру Ткаченко.

Для получения интервью в течение нескольких недель нам пришлось оббивать пороги его приемной. Некоторое время секретарь А. Ткаченко объясняла, что встреча невозможна, т. к. ее руководитель болеет. Затем она пояснила невозможность встретиться с боссом его служебной занятостью, вызванной праздниками, сессией областного совета, приездом Президента. Когда уже закончились «объективные» причины, секретарь объяснила просто: «Он с вами встречаться не будет!». Другого ответа от этого чиновника мы и не ожидали. Поэтому сформулируем несколько открытых вопросов для заместителя губернатора Луганской области.

  • Отчего Вы, господин Ткаченко, предписали отраслевому управлению перевести городскую централизованную биохимическую лабораторию из капитально отремонтированных помещений 9 горбольницы под крышу УИМК?
  • Кто из Вашей семьи является учредителем оффшорной компании, зарегистрированной на острове Кипр?


  • Если у чиновника нет времени и желания отвечать на вопросы журналиста, то у правоохранительных органов есть возможность спросить у него. Тем более, что компетентные органы уже проявили свой профессиональный интерес к поднятой теме.