Госдуме предстоит нейтрализовать соцсети

На сессии Совета ОДКБ, которая подвела итоги событий в Казахстане в начале января, определенно был назван только один враг – соцсети. Президент Владимир Путин заявил, что именно через интернет идут попытки извне вовлекать наших людей в протестные акции, которые «являются предтечей и нападения террористов». Борцы с «внешним вмешательством» во внутренние дела «осажденной крепости» из числа депутатов Госдумы и общественников уже выразили готовность усилить борьбу с цифровой угрозой в адрес России.

На следующей неделе Госдума выходит с новогодних каникул на очередную сессию. Скорее всего уже во второй половине января депутатами и станут предлагаться различные меры по усилению интернет-безопасности страны. Очевидно, что будет два главных направления борьбы с внешней угрозой внутрироссийской ситуации.

Первое – это продолжение давления на международные IT-компании, которые предоставляют и гражданам РФ возможности своих безграничных сервисов. Такая деятельность уже получила у депутатов определенное обозначение – «приземление интернет-гигантов». Второе направление, о котором никогда не забывает любая контрразведка, – это выявление местных пособников иноземным поползновениям. Однако поскольку соцсети, по сути, воспроизводят их в массовом порядке, традиционные методы конкретного противодействия не работают, а потому применяются превентивные.

Одной из них, например, является записанное в законах право Генпрокуратуры требовать незамедлительной, то есть внесудебной, блокировки сетевых ресурсов, которые распространяют запрещенную, вредную или фальшивую информацию. Соответствующие поправки вступили в силу с начала этого года. Напомним, что кроме рекламы поддельных справок о прививках от ковида блокироваться будут призывы к массовым беспорядкам и несанкционированным акциям протеста, а также материалы запрещенных в РФ организаций. В общем, адресат этого закона вполне понятен, недаром он был принят в рамках большого драконовского пакета против навальнистов.

Однако президент на сессии Совета ОДКБ определенно поставил проблему шире, заявив, что «путем использования интернет-коммуникаций и социальных сетей продолжают предприниматься попытки вовлечения наших граждан в протестные акции, которые являются предтечей и нападения террористов».

То есть речь идет об интернете как таковом, а против него пока никаких мер законодатели не придумали. С учетом того, что вообще-то это в принципе непросто, скоропалительных предложений скорее всего в Госдуму внесено не будет. Тем не менее нет никаких сомнений, что заказ на их разработку от, например, аппарата Совбеза к депутатам обязательно поступит.

Это косвенно подтверждается, к примеру, заявлением председателя комитета Госдумы по безопасности Василия Пискарева. По горячим следам путинского выступления он сообщил: «С учетом ситуации, сложившейся в результате террористической атаки внешних сил, которой подвергся Казахстан, мы намерены активизировать работу по установлению единых подходов в законодательстве в части противодействия угрозам безопасности наших стран». Вряд ли он имел в виду только увеличение бюджетных ассигнований на спецслужбы или какие-то корректировки профильных законов о силовых структурах. Тем более что сам депутат уточнил: мол, комитет ГД по безопасности «располагает обширной информацией о фактах иностранного вмешательства во внутренние дела России и технологиях, которые при этом используются».

Еще один штатный караульный стен «осажденной крепости» – руководитель рабочей группы Общественной палаты РФ по противодействию распространению недостоверной информации, общественному контролю и безопасности сети интернет Александр Малькевич слова президента посчитал одобрением уже идущего «приземления соцсетей». Общественник подчеркнул: «Наш путь единственно верный. Мы должны заставить их уважать законы нашей страны, а главное – цифровые права пользователей, на которых эти корпорации зарабатывают». По его словам, в 2022 году будет продолжена работа «по формулированию путей системного противостояния цифровым угрозам». Впрочем, пока соцсети из России еще окончательно не изгнаны, ее гражданам, очевидно, придется более тщательно соразмерять уровень свободы своего слова со степенью тревожности властей. 


Источник: https://www.ng.ru/politics/2022-01-11/1_8342_socialnetwork.html

17
1134
1