Генерал-полковник Ивашов: Сейчас идет выбор между войной вынужденной и несправедливой

На модерации Отложенный

Россия начала учения сил стратегического сдерживания с пуском баллистических и крылатых ракет. Их не проводили более 2-х лет. Остается ли сегодня возможности мирного урегулирования и каковы перспективах возможной войны? Журналист Ирина Мишина попросила прокомментировать это генерал- полковника Леонида Ивашова.

-Леонид Григорьевич, недавно вы обратились к президенту от имени офицеров России с требованием отказаться от политики провоцирования войны. Вы высказали мысль, что в случае начала такой войны Россия может прекратить свое существование. Сохраняется ли на сегодня шанс избежать этой войны? Или она неизбежна?

- Такие военные силы, как сегодня, концентрируются не случайно, их не гоняют вхолостую. Признаки возможной войны есть. Такой настрой виден и со стороны США и НАТО, и со стороны России. Войны бывают справедливыми и несправедливыми. Но есть еще войны вынужденные. Сейчас идет выбор между войной вынужденной и несправедливой. Недавно в беседе с министром иностранных дел Лавровым Путин спросил, есть ли шанс для мирного урегулирования. Лавров ответил, что такой шанс сохраняется. Как профи могу подтвердить: в нынешней ситуации шанс мирного урегулирования есть.

- Если вспомнить историю, многие войны начинались с провокации. Взять хотя бы Первую мировую войну, когда поводом стало убийство в Сараево наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда. Предлогом для начала боевых действий во Второй мировой войне Гитлер назвал оказавшийся провокацией СС захват поляками радиостанции в Глейвице. Нет ли и сейчас опасности провокации, которая положит начало войне?

- Провокация – это традиционное начало для большинства войн. И сейчас опасность провокаций есть. Можно провести и другие параллели с началом Второй мировой войны: высшей стадией капитализма является национал-фашизм. Его признаки сейчас можно наблюдать. У нас на ТВ разжигается национализм по отношению к украинцам, на Украине – по отношению к России.

- Если война все же начнется, к чему это может привести?

- Если война приобретет масштабный характер, мир уже не будет прежним. Старый миропорядок уже, очевидно, исчерпал себя, начнется передел. Если вспомнить итоги Первой мировой войны, то как известно все закончилось международной экономической конференцией в Париже в 1916 году, когда европейские страны поставили России определенные условия. Вскоре после этого царь был свергнут, империя уничтожена…

Как бы ни закончилась война, экономически Россию зажмут сильно, и простые люди будут вынуждены вынести это на своих плечах. Мир скорее всего перейдет к другой экономической модели. Многие государства исчезнут, останется «правящая элита» и «обслуживающий персонал» - «белые воротнички» и трудяги. В проекте немецкий экономиста, президента Всемирного экономического форума в Давосе Клауса Шваба люди вообще должны лишиться собственности, вся их собственность должна перейти в фонды. Если война все же будет, мир однозначно изменится. Но ударят эти последствия прежде всего по простым людям, по нам с вами.

Рост цен, нищенские пенсии – все это спишут на войну и заставят принять как факт.

- Кто может стать победителем в этой войне?

- В этой войне не будет победителей. В ядерной войне их быть не может. Крупные города вышибут подчистую, погибнет множество людей. Ядерную войну необходимо исключить любой ценой. В связи со сложившейся ситуацией у меня очень большие опасения. Ведь наша военная доктрина предполагает возможность применения первыми ядерного оружия, если есть угроза национальной целостности. В ядерной войне будут гигантские жертвы. И все это на фоне пандемии, в которой мы лидируем по избыточной смертности.

- Сейчас среди политиков нередко раздаются голоса о том, что эта война необходима, чтобы восстановить Русский мир, присоединив Украину. Есть ли в этом логика?

- Присоединить Украину? Зачем? И есть ли этот «Русский мир»? Мы уже давно не та Россия, которая была еще 30 лет назад. Да и на Украине русских почти не осталось, все, кому надо, уехали. Мы сами виноваты в ситуации, когда славяне пошли против славян. Сами разделились на «укров» и «москалей» и начали оскорблять друг друга по телевизору и не только. Вчера разговаривал с депутатами, они убеждали меня, что Украину надо присоединять, а что до потерь – так «еще нарожаем». Да не нарожаем, потому что пандемия выкосила страну, у нас едва ли не самая высокая смертность в мире. О людях думать пора, а не о «Русском мире».

- Несколько дней назад вы написали статью, которую озаглавили «Войны не будет». Ваш тезис сохраняется на сегодня?

- Условием мирного урегулирования должен был стать обоюдный отвод войск. После того, как президент Франции и канцлер ФРГ приезжали в Москву, возникла иллюзия дипломатического урегулирования. Но Россия начала 19 февраля стратегические учения со стратегическими наступательными вооружениями. Я думал, что их отменят, это опасно. Я полагал, что все начнется после Олимпиады в Пекине. По итогам последнего Совбеза ООН все опять зашло в тупик. Будет война или не будет – сказать сейчас сложно, потому что никакой логики и последовательности во внешней политике на сегодня нет. Мы то бросаемся в объятья Запада, то грозим ему кулаком.

Материалы по теме:

Генерал Ивашов рассказал, почему советские подлодки не нырнули под землю

Рубль укрепился на заявлениях российского МИД о недопустимости войны на Украине

В ЕС подготовили новый пакет санкций против РФ на случай войны с Украиной