Мексиканский разлив

На модерации Отложенный

Трудно найти в мировой практике примеры такого же грандиозного «попадания на деньги», как в случае с British Petroleum (BP) и нефтяным пятном у Мексиканского залива. Менее чем за два месяца с момента трагической аварии на буровой платформе Deepwater ценные бумаги BP подешевели на 38%, а затраты на безуспешную пока борьбу с непослушной нефтяной скважиной превысили $1,43 млрд. И это только начало, поскольку, по мнению экспертов, общие расходы компании могут в конечном итоге превысить $35 млрд. Не удивительно, что вопрос «обанкротит ли нефть British Petroleum?» больше не воспринимается как фантастический…

Фортуна расположена к крупнейшей нефтяной корпорации планеты явно немилосердно. Что ни делает сейчас British Petroleum, все – мимо. Несмотря на колоссальные деньги, потраченные на «пятно», до сих пор не ясно даже то, почему взорвалась платформа. Не говоря уже о достижениях в борьбе с последствиями аварии. Они пока нулевые.

По версии профессора калифорнийского университета в Беркли Роберт Би, которая считается доминирующей, причиной апрельского взрыва стали пузыри метана, поднявшегося из скважины.

Впрочем, нельзя полностью отрицать и диверсию. И чем дальше, тем более очевидно: если кто-то из конкурентов хотел нанести British Petroleum нокаутирующий удар, способ выбран самый оптимальный.

Напомним, что взрыв на платформе Deepwater Horizon размером в два футбольных поля, расположенной на расстоянии 80 км от берегов штата Луизиана, унес 11 жизней: девять рабочих и два инженера. Сама платформа при этом затонула, еще больше повредив скважину, и так пострадавшую при взрыве.

Катастрофа привела к перманентной утечке в Мексиканский залив от 20 до 40 тыс. баррелей нефти в сутки. Причем тот факт, что инженеры ВР перерезали 3 июня поврежденную трубу скважины в месте ее разрыва, увеличил утечку нефти еще чуть ли не на треть. Просчитались!

На днях президент США Барак Обама вызвал в Белый дом председателя ВР Карла-Хенрика Сванберга для личной беседы. Возможно, чтобы «надрать» ему «задницу», как он выразился после визита на место экологического бедствия. Кроме этого, Обама заявил, что с удовольствием уволил бы все высшее руководство нефтяной компании. Если бы, конечно, мог.

Однако решать кадровые вопросы British Petroleum президент США не уполномочен. Зато это в итоге может сделать рынок. Только за один день – 9 июня - акции BP упали на 15,8%, закрывшись на отметке $29,20 самой низкой с 1996 года. Для сравнения: накануне злополучной аварии в Мексиканском заливе бумаги BP торговались выше $60.

5% к падению акций добавила одна лишь критика американского президента. А всего с момента аварии на платформе в Мексиканском заливе капитализация British Petroleum из-за падения ее акций уменьшилась более чем на треть.

Этот факт тут же оценили рейтинговые агентства. Moody\'s понизило рейтинг ВР с Aa1 до Aa2 с негативным прогнозом. То же сделал и Fitch: по его версии, рейтинг англичан был пересмотрен с АА+ до АА, также с негативным прогнозом.

Снижение рейтингов и обвал бумаг BP эксперты объясняют вполне банально: неуверенностью инвесторов в том, что британский концерн сможет справиться со всеми расходами в связи с нефтяной катастрофой и при этом остаться на плаву.

Насколько в конечном итоге придется раскошелиться BP, никто не знает. Сама British Petroleum пока бодро заявляет, что расходы на уборку нефти в Мексиканском заливе не превысят $6 млрд. Но ВР обязалась возместить ущерб всем пострадавшим от разлива, что, по мнению аналитиков банка Credit Suisse, составит еще $14 млрд.



Кроме того, не будем забывать, что в неприятную историю компания попала не где-нибудь на территории сговорчивых и непритязательных стран третьего мира, а в пределах юрисдикции США. Американцы не упустят своего и вытряхнут из англичан по максимуму. Таким образом, решение проблемы удорожает еще, как минимум, на треть от заявленной суммы.

Хватит ли у British Petroleum пороху в пороховницах, чтобы все это выдержать? Она уверена, что да. В СМИ появились явно неслучайного содержания новости о том, British Petroleum является крупнейшим мировым добытчиком нефти и газа. Ей принадлежат доли в нескольких газопроводах и терминалах в Северном море. А также всемирно известная торговая марка Castrol.

Не получив должного эффекта от косвенной рекламы своего потенциала, BP открыто прореагировала на факт обвала ее акций на торгах в США. Компания выпустила специальный релиз, в котором заверила, что ее финансовое состояние остается устойчивым. А причина падения акций ей непонятна.

BP напомнила, что в марте 2010 года, еще до аварии на буровой платформе Deepwater, она заявляла о том, что ее денежный поток (cash flow) нейтрален при ценах на нефть в районе $60 за баррель.

«В связи с инцидентом в Мексиканском заливе BP генерирует значительные объемы дополнительного cash flow. Мы располагаем мощными и ценными базисными активами: на конец 2009 года наши доказанные запасы превышают 18 млрд. баррелей, а общие ресурсы оцениваются в 63 млрд. баррелей», - утверждает BP.

Но это объяснение не пробило стену скептицизма, уже сформированную вокруг нефтяного гиганта. Эксперты признали заявление BP неубедительным. А попытку выкупить у поисковых систем Google и Yahoo! результаты запросов, касающихся разлива нефти в Мексиканском заливе, с целью восстановить свою репутацию – наивной.

Все больше западных специалистов произносят слово «банкротство» в контексте прогнозов о ближайшем будущем British Petroleum. Так известный банкир и нефтяник Мэтт Симмонс, глава техасского инвестбанка Simmons & Co. заявил, что в течение месяца компания может объявить себя в США банкротом. Не исключают этого варианта аналитики Goldman Sachs.

Россияне в свою очередь обсуждают, что именно из своего многочисленного имущества будет продавать BP, дабы «заплатить по чеку». В частности, в российских деловых изданиях широко дискутируется вопрос, что британцы распрощаются с миноритарным пакетом акций «Роснефти». Этот пакет (1,3% акций «Роснефти») ВР купила на IPO в 2006 году за $1млрд. Сейчас он стоит $990 млн.
Еще одна вероятная продажа – это доля компании в разработке месторождения Prudhoe Bay на Аляске. 26% акций месторождения Prudhoe Bay считаются одним из самых ценных активов компании. Как сообщает сама ВР, каждый 14-й баррель нефти, добытый ею в прошлом году, - с Аляски. По мнению аналитиков, конкуренты могут заинтересоваться также месторождениями BP в Анголе и Азербайджане.
Однако даже такие масштабные распродажи, если они и произойдут, не гарантируют крупнейшей нефтяной компании решение проблемы банкротства. Если оправдаются расчеты экспертов и общие затраты компании составят страшную цифру в $35 млрд., то BP вряд ли сможет рассчитаться «по-хорошему». Потеряв после аварии около $62 млрд., вся нефтяная империя уже стоит не более $115 млрд. И ее «цена» продолжает падать…