Правозащитники просят Лукашенко не расстреливать цыгана

На модерации Отложенный

Правозащитная организация \"Международная амнистия\" проводит акцию в поддержку цыгана Василия Юзепчука, осужденного в Белоруссии на смертную казнь.


Amnesty International призывает своих сторонников обращаться к белорусскому президенту Александру Лукашенко с просьбой отложить исполнение приговора на то время, пока дело рассматривается Комитетом ООН по правам человека, а также вовсе прекратить применение в стране смертной казни.

К высшей мере наказания за серию убийств пожилых женщин 30-летнего Василия Юзепчука приговорил областной суд города Бреста.

Сергею Гученко, соучастнику преступлений, назначено пожизненное заключение в исправительной колонии особого режима. Коллегия Верховного суда Белоруссии оставила смертный приговор в силе, рассмотрев кассационную жалобу адвокатов 2 октября.

С этой даты пошел отсчет дней, каждый из которых для осужденного может быть последним.

\"Шок\" для города

Поздней осенью 2007 года в Дрогичинском районе Брестской области (запад Белоруссии) с подозрительной регулярностью - две-три недели - умирали пожилые одинокие женщины.

Признаки насильственной смерти были обнаружены лишь 4 января 2008 года, когда родственники очередной жертвы - 77-летней Ольги Супрунович, настояли на судебно-медицинской экспертизе.

Эксгумация еще пяти трупов подтвердила: все погибшие были задушены. Добычей преступников стала наличность, припасенная бабушками на похороны.

По подозрению в убийстве были задержаны жители деревни Татарья, где компактно проживают цыгане, свояки Василий Юзепчук и Сергей Гученко. В ходе следствия арестованные сознались в убийствах. Брестский областной суд установил, что совместно преступниками совершено четыре убийства, дважды Юзепчук действовал в одиночку.

Суд также счел доказанным совершение Юзепчуком разбоя на территории соседней Гродненской области.

\"Это шокировало весь город! Был огромный резонанс: как так, беззащитные старушки в отдаленных деревнях и сильные, молодые мужчины, которые творили страшное злодеяние! Следователь прокуратуры сказал мне как-то, что обо всем этом можно книгу ужасов написать\", - рассказывает Антонина Хокимова, корреспондент газеты \"Вечерний Брест\".

\"Человек с низким интеллектом\"

Он говорил о том, что не виновен. И в суде первой инстанции Юзепчук свою вину не признал. В Верховном суде он рассказывал, что его избивали при задержании, вынуждая давать признательные показания. Угрожали, что посадят в тюрьму всю семью, привезли к следователям мать, поили его алкоголем и какими-то розовыми таблетками

Предварительное следствие длилось почти год, \"было допрошено около 200 человек, материалы следствия два месяца проходили проверку в суде\", сообщает газета \"Вечерний Брест\". Судебные разбирательства заняли более полутора месяцев.

\"Юзепчук показался мне человеком с низким интеллектом, но сильным характером, он способен других подавлять. Его подельник признавался, что Юзепчук заставил того участвовать в убийствах, и это было похоже на правду\", - рассказывает наблюдавшая за ходом судебного процесса Антонина Хокимова.

\"Просить пощады для такого преступника можно только в угоду политической коньюнктуре: Запад, мол, не поймет. Но люди здесь, у нас, не поймут подобных \"политических философий\", - убеждена Хокимова.

\"Юзепчук и Гученко длительный период времени проживали на территории Дрогичинского района без регистрации, вели антиобщественный образ жизни. Юзепчук не имел и паспорта, был судим за причинение умышленных тяжких телесных повреждений своей жене\", - сообщил прессе в период следствия заместитель Генерального прокурора Белоруссии Виктор Конон.



Суд установил, что и Юзепчук, и Гученко нигде официально не работали, не регистрировали свои семейные союзы, но имели по несколько детей, и детские пособия были в этих семьях едва ли не единственным регулярным источником средств к существованию.

Оба осужденных родились на Украине, и Гученко является гражданином этой страны. Юзепчук официально - лицо без гражданства.

В кассационных жалобах адвокаты приговоренного к смертной казни указывали, что Юзепчук имеет задержку психического развития (так установила экспертиза).

\"Его речь невнятна, он с трудом говорит и трудно формулирует свои мысли\", - утверждает правозащитник Роман Кисляк, присутствовавший на заседании Верховного суда.

\"Он говорил о том, что не виновен. И в суде первой инстанции Юзепчук свою вину не признал. В Верховном суде он рассказывал, что его избивали при задержании, вынуждая давать признательные показания. Угрожали, что посадят в тюрьму всю семью, привезли к следователям мать, поили его алкоголем и какими-то розовыми таблетками\", - рассказывает Роман Кисляк.

Опасность ошибки

В России есть мораторий на расстрел приговоренных, а в Белоруссии - нет

На судебные заседания в Бресте цыгане из деревни Татарья не приезжали. Хотя, как рассказывают следившие за процессом местные журналисты, сотрудники правоохранительных органов опасались появления \"табора поддержки\".

\"Мы не знаем всех обстоятельств этого дела. Мы приговор Василию Юзепчуку не выносили. Это белорусский суд вынес такой приговор. В отношении любого человека, не только цыгана, смертная казнь - это пережиток прошлого и безусловно грех\", - говорит поэт цыганского происхождения Николай Калинин.

\"Белорусский закон позволяет карать смертью. Но судебное разбирательство, выносящее такой приговор, должно проходить с соблюдением всех гарантий справедливого и законного судопроизводства\", - подчеркивает юрист и правозащитник Роман Кисляк.

Он продолжает: \"В этом деле как раз такие гарантии не соблюдены. Не допрашивались в суде свидетели, подтвердившие следствию вину Юзепчука, хотя обвиняемый настаивал на их вызове. Не вызвали в суд тех, кто, по утверждению Юзепчука, мог подтвердить его алиби. Юзепчук заявляет, что к нему применяли пытки, и эти обстоятельства надлежащим образом не проверены\".

По инициативе белорусских правозащитников \"дело Юзепчука\" дошло до Комитета ООН по правам человека - индивидуальная жалоба зарегистрирована 12 октября. 13 октября Юзепчук получил решение Верховного суда и, в соответствии с белорусскими законами, в 10-дневный срок имеет право подать прошение о помиловании на имя президента. Помиловать приговоренного к смерти призывает и Совет Европы.

Белоруссия - единственная страна на европейском континенте, где применяется смертная казнь. По утверждениям белорусских официальных лиц, за сохранение в Уголовном кодексе исключительной меры наказания выступает народ, но количество осужденных к смерти ежегодно сокращается: в 2008 году было вынесено только два таких приговора, тогда как десять лет назад ежегодно к смерти приговаривались 30-40 человек.

Введение моратория на казнь и отказ от смертных приговоров Запад называет необходимым условием интеграции Белоруссии в европейское сообщество.
на фото: Василий Юзепчук со своими детьми