Грузинские политики любят НАТО даже в мини

На модерации Отложенный

Нет слова сладостнее для слуха грузинских политиков, чем НАТО. Всей своей темпераментной душою стремятся они принять посильное участие в каждом начинании Североатлантического альянса, лишь бы хоть немного приблизить тот день, когда Грузия получит в нем долгожданное членство. Только вот сами участники блока пока не очень готовы к этому. Но магия звучания заветного слова не становится от этого меньше. Потому даже известие о возможном появлении на севере Европы мини-НАТО вызвало в Тбилиси настоящую бурю эмоций.

Сегодня в Лондоне по инициативе британского премьера Дэвида Камерона открылся саммит глав девяти государств северной Европы - Соединенного королевства, Исландии, Швеции, Дании, Финляндии, Норвегии, Эстонии, Латвии и Литвы. Центральным вопросом этой встречи в верхах станут перспективы подписания "Северного пакта", на основе которого может быть создана организация для укрепления и координации сотрудничества стран-участников в освоении Арктики.

В Тбилиси сразу же решили, что речь идет об уменьшенной копии Североатлантического альянса, этаком мини-НАТО. Пресловутая аббревиатура на грузинских политиков действует безотказно, поэтому оставаться в стороне от этого процесса они никак не могли. Поскольку сама Грузия в силу географического положения претендовать на участие в новом блоке не может, официальные лица поспешили, по крайней мере, выразить свое горячее одобрение британской инициативы.

Так, эксперт по международным вопросам Ираклий Менагаришвили в интервью агентству "ПирWели" заявил, что создание мини-НАТО пойдет на пользу общему делу обеспечения безопасности.

"Необходимо учесть, что среди тех стран, участие которых предполагается в новом альянсе, несколько нейтральных государств, среди них - Швеция и Финляндия. Речь не идет о каком-либо военном блоке, тем более о такой структуре, которая будет противостоять НАТО. Речь идет о сотрудничестве на полярном пространстве, чтобы там были предусмотрены международные нормы, принятые в этих странах и международном сообществе. В основе этой идей лежит именно данный тезис", - заявил господин Менагаришвили.

Прекрасные, миролюбивые слова. Но поскольку грузинский эксперт оперирует терминами "мини-НАТО" и "безопасность", а "большое" НАТО, как известно, является военным блоком, безопасность в котором понимается как "сдерживание" России, то верится в слова грузинского политолога слабо.

Точнее, сама формулировка, может, и верна, только маловероятно, что сам эксперт в нее верит.

Отлично понимают причины странного на первый взгляд энтузиазма грузинских политиков и в Москве. Постоянный представитель России при Североатлантическом альянсе Дмитрий Рогозин разъяснил их в эфире радиостанции "Вести ФМ" предельно четко.

"Я думаю, что решается две задачи. Во-первых, тихой сапой подтянуть к НАТО европейских нейтралов - это Швецию и Финляндию. Плюс создать некую натовскую экспедицию для борьбы за Арктику. Еще два года тому назад НАТО пыталось добиться того, чтобы принять коллективное решение, заняться арктическими богатствами, прежде всего энергетическими. Но не все в НАТО были к этому готовы. Вопрос был заблокирован. Вот теперь, мне кажется, это вторая попытка уже создать некое

мини-НАТО для того, чтобы начинать бороться за Арктику, за те огромные ресурсы, которые там сосредоточены. Известно, что там сосредоточено 25% всех мировых запасов. И, конечно, "присматривать за русскими" - это имеется в виду, бороться с нашими же интересами в арктическом регионе, потому что мы там тоже проводим свои исследования, считаем, что значительная часть этих запасов находится в зоне нашего шельфа", - прокомментировал британскую инициативу Дмитрий Рогозин.

Официальный Тбилиси готов петь дифирамбы любому, в действиях или даже намерениях кого присутствует хоть намек на противостояние с Москвой. Эта фиксация на антироссийской деятельности плохо согласуется с декларируемой Михаилом Саакашвили готовностью к открытому и честному решению всех проблемных вопросов двухсторонних отношений. И пока подобное двурушничество будет оставаться мейнстримом грузинской политики, ожидать, что российское руководство пойдет на какие-либо контакты с тбилисскими демагогами будет крайне самонадеянно с их стороны. Готовность к сотрудничеству доказывается реальными шагами навстречу, а с ними у грузинских политиканов дела обстоят из рук вон плохо.