Украина: Младенцы на продажу

На модерации Отложенный

Группу медиков и чиновников города Коминтерна сотрудники УБОП задержали на днях по подозрению в том, что они торговали новорожденными из неблагополучных семей, получая от $3000 до $10 тысяч. Задержаны зав детским отделением Коминтерновской районной больницы Жанна У. и начальник службы по делам детей и опеки райгосадминистрации Сергей К. Кроме того, в преступной деятельности подозреваются врачи из Одесской областной детской больницы и еще один чиновник РГА. Схема торговли живым товаром, как поведали «Сегодня» в облУВД, была такова: матери сообщали, что ее ребенок умер (при этом тело его не показывали). На самом же деле малыш отправлялся в семью заказчика.

В ШОКЕ. Мы побывали в больнице, в которой разворачивались эти жуткие события. Там все напуганы. Главврач Владимир Гриценко ситуацию не комментирует, сотрудники детского отделения говорят: мол, мы люди маленькие, ничего об этих ужасах не знали. «Я бы никогда не подумала, что Жанна на это способна. Такая хорошая женщина», - качает головой медсестра Елена.

Простые коминтерновцы тоже не настроены на диалог: были даже такие, кто, услышав наш вопрос, изменялся в лице и убегал.

«В этой истории замешаны люди из райгосадминистрации, а местные жители очень зависят от чиновников. Поэтому с вами никто говорить не будет», - откровенно сказал продавец одного из магазинов Валерий.

Отметим, что недавно президент уволил главу Коминтерновской РГА Людмилу Прокопечко. Ее бывший помощник, депутат райсовета от «Нашей Украины» Руслан Сиротюк, заявил нам, что не верит в причастность чиновника к торговле детьми. «Людмила Ярославовна - искренне верующий человек, она не могла такого совершить», - утверждает депутат.

МОРГИ В ДОЛЕ? Уже доказано 17 случаев незаконной передачи детей. Еще четыре факта проверяются правоохранителями. Все они относятся к 2008 году (последние два года родильное отделение в больнице закрыто на ремонт, и женщины едут рожать в Одессу. - Авт.), однако, по словам нашего источника в облУВД, «следствие копает глубже, есть данные о том, что торговля велась с начала 2000-х годов, соответственно, и эпизодов гораздо больше». Не исключено, что в схеме были задействованы работники областного и районного моргов.

ВОЗВРАЩАТЬ ИЛИ НЕТ. Прокурор области Василий Присяжнюк сообщил нам, что пока в отношении задержанных возбуждено дело по статье о вымогательстве взятки, однако в ближайшем будущем появится еще несколько дел, в том числе и по статье «торговля людьми».

Надо сказать, что работники милиции и прокуратуры, которые занимаются расследованием, поставлены перед нравственной дилеммой: возвращать или не возвращать детей, которые уже прижились в новых семьях. Настоящие матери на этом настаивают, однако все не так просто... По словам правозащитника Сергея Диброва, следователь не может своим постановлением просто забрать у кого бы то ни было ребенка. «Дети - не вещь и не товар. Биологическим родителям придется проходить довольно долгую процедуру. Подавать в суд, который назначит соответствующую экспертизу (ведь еще нужно установить, чей именно ребенок) и который будет исходить прежде всего из интересов малыша», - говорит юрист.Хроника продаж детей

Скандал в Одессе - далеко не первый в Украине. В разное время в разных регионах разоблачали врачей и чиновников, торговавших младенцами, но максимум, что они получили - весьма мягкие тюремные сроки.

ЛЬВОВ, 1996 ГОД. Высоких чиновников города обвиняли в продаже 800 малышей за границу за взятки (судьба 300 из них до сих пор не известна). По делу детей задержали зама львовского губернатора Юрия Зиму. А через два года в Ивано-Франковском облсуде на скамье подсудимых вместе с Зимой оказались главврач перинатального центра Владимир Дорошенко, его коллега из облбольницы Богдан Федак и бывший глава Галицкого райсовета Зеновий Урсул.

Суд установил, что за границу вывезли несколько десятков младенцев. Механизм был таков: врачи говорили родителям, что ребенок умер или неизлечимо болен и лучше от него отказаться, затем оформляли фиктивные истории болезней здоровых младенцев, а чиновники направляли эти бумаги в Кабмин, откуда приходило разрешение на усыновление. Подсудимые не признали вины. Убеждали, что помогали немощным малышам найти иностранных родителей не за взятки, а заботясь об их лучшей судьбе. Следователи предоставили видеозаписи со свидетельствами о даче взяток за детей (от $3 тысяч до $15 тысяч). Но всем дали минимальные сроки до 4 лет, кого-то выпустили по амнистии, а кто-то получил условно.

ДОНЕЦК, 1996 ГОД. Одна из рожениц по имени Оксана обвинила врачей в том, что ей не отдали ее здорового ребенка. Медики и местные чиновники от медицины утверждали, что роды были преждевременные и младенец был мертвым. Облздрав даже выступил с открытым письмом, в котором требовал прекратить травлю врачей. Оксана утверждала, что ей якобы в больнице сказали, мол, чего шум поднимать, ты себе еще родишь. Расследование ничего не дало, и дело спустили на тормозах.

МАКЕЕВКА, 2004 ГОД. У нынешнего главы МВД Анатолия Могилева есть свой опыт борьбы с «продавцами младенцев». В 2004 году, когда он руководил макеевской милицией, его сыщики взяли на горячем врачей макеевской горбольницы №2. Здесь паре из Днепропетровска продали за $500 ребенка, которого родила макеевчанка. Врачи вели два журнала учета - настоящий и черный. Это была не первая их сделка. Однако, несмотря на то, что сам факт купли-продажи снят на видео, суд вынес очень мягкий приговор: зав. родильным отделением, зам главврача и завотделением новорожденных приговорили к трем годам условно с отсрочкой на один год.Рожать нужно вдвоем - тогда ребенка не похитят

«Сегодня» выяснила у экспертов, как не допустить кражи младенца.

«Желательно, чтобы во время родов рядом находился супруг, мама или кто-то из близких людей. Партнерские роды, кроме психологической поддержки матери, полезны и тем, что есть человек, который может контролировать ситуацию: внимательны ли к маме врачи, приемлемы ли санитарные условия в родзале и палате, аккуратное ли обращение с младенцем», - говорит столичный врач-гинеколог Лариса Минченко.

«Если маме сказали, что ребенок родился мертвым или умер вскоре после родов, то родственники имеют право требовать возврата тела младенца для похорон, а также - проведения судмедэкспертизы, чтобы выяснить реальные причины смерти, - рассказывает адвокат Олег Веремеенко. - Часто медики противятся вернуть тело, потому что пытаются скрыть медицинские ошибки: потянул сильно за головку и т. д. Были случаи, когда отказ вернуть тело врачи мотивировали тем, что это не собственность родителей. Но тут нужно настаивать на своей позиции, чтобы удостовериться, что вашего ребенка не украли».

«В основном забирают новорожденных у матерей из неблагополучных семей, которым дети совсем не нужны. Правда, есть единичные случаи, если у группировок были срочные заказы. Тогда детей отбирали у благополучных мам, но из бедных семей, - говорит адвокат Татьяна Монтян. - Раскрыть такие преступные группировки почти невозможно. Там все повязаны».

Нардеп Виктор Корж, замглавы комитета Рады по вопросам охраны здоровья, считает, что это должно стать тревожным сигналом для усиления контроля: «К сожалению, нынешнее законодательство не отрегулировано полностью, поэтому могут быть такие факты. Так, в прошлом году от новорожденных отказались около 2000 матерей, поэтому у преступников есть возможности для «маневра». С законами действительно нужно что-то делать, учитывая, что все известные случаи наказания виновных в торговле малышами ограничивались, как правило, условными сроками. При огромных барышах, которые судит этот бизнес, угроза такого наказания вряд ли кого-то остановит.