Блеск и нищета подводного флота России

Реформы уничтожили около 85% атомных субмарин, имевшихся на вооружении в 1991 году.

19 марта у российских подводников праздник, правда, со слезами на глазах. 104 года назад по указу Императора Николая II подводные лодки стали считаться самостоятельным классом кораблей (до этого они относились к миноносцам).

А уже во время Первой мировой войны их количество достигло 40. Поразительно и печально: сегодня в составе Российского флота осталось примерно столько же субмарин. Конечно, по возможностям они пока ещё превосходят дореволюционные.

И, тем не менее, у многих россиян сегодня есть официальный повод вспомнить блестящую историю нашего подводного флота и поднять за него чарку. Приказом главнокомандующего ВМФ № 253 от 15.07.1996 года дата 19 марта объявлена Днем моряка-подводника.

Первое соединение подводных сил России - бригада ПЛ - было сформировано в 1911 году в составе Балтийского флота и базировалось в Либаве. Она включала в себя 11 подводных лодок, плавучие базы «Европа» и «Хабаровск». В ходе Первой мировой войны это соединение возросло до дивизии ПЛ, в состав которой вошло 40 субмарин.

За период с 1930 по 1939 год для флота СССР было построено более 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей. К началу Второй мировой войны СССР обладал крупнейшим в мире подводным флотом, насчитывавшим 267 субмарин.

Всего же Советский Союз построил 243 атомные подводные лодки различных классов, и, с учетом царской России, свыше 1000 - дизельных.

РАСКЛАД НА СЕГОДНЯ

В СМИ в последнее время многие едва ли не хоронят наш подводный флот: за годы реформ он сжался, как шагреневая кожа, прижался к прибрежной зоне, потерял перспективы развития. Так ли уж всё плачевно?

Поскольку сегодня праздник, начну с хорошего. Подводный флот России сохранил высочайший боевой дух, закалился в ходе убийственных реформ. Моряки-подводники, хотя и усечённым составом, продолжают нести боевую службу в Мировом океане, держат на «мушке» стратегические объекты США, не давая возможности агрессивным силам вступить в боевое противоборство с Россией. Несмотря на тяжёлые времена, флот исполняет свой долг, уходит в океан, погружается под лёд, устанавливает мировые рекорды. Приведу несколько примеров.

РПКСН К-18 (командир Юрий Юрченко) всплыл на Северном полюсе, и экипаж торжественно поднял Государственный и Андреевский флаги. РПКСН К-407 (командир Сергей Егоров) впервые в истории ВМФ выполнил ракетную стрельбу полным боекомплектом, а не одиночными ракетами. РПКСН «Новомосковск» (командир Александр Моисеев) из подводного положения осуществил запуск искусственного спутника Земли «Тубсат-Н» ракетой РСМ-54С.

Правда, злые языки утверждают, что в данном случае мы имеем тот случай, когда эти достижения происходят вопреки, а не благодаря заботе «партии и правительства». И действительно, за годы реформ наш флот количественно уменьшился в несколько раз. Он теперь имеет сугубо оборонительную направленность: 57% его корабельного состава предназначены для борьбы в прибрежной зоне и только 18% построены для океана. Но так называемая реформа продолжается.

Военно-морскому флоту она аукнется невосполнимыми потерями: из 240 воинских частей и соединений в его составе останутся только 123. Сокращения коснутся даже экипажей многоцелевых атомных подводных лодок, в том числе подразделений БЧ-5, ответственных за обслуживание атомных реакторов. Если реформа будет доведена до конца, через несколько лет в строю останется не более 5-6 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. На них можно будет разместить всего 20% ядерных боезарядов от уровня, установленного для России договором СНВ-2 (неизвестно, что будет в новом ДСНВ). Будьте уверены, у наших «партнеров», недавних вероятных противников из США, окажется в готовности полный набор - до единички! Если мы решительно не изменим отношение к флоту вообще и к подводному, в частности, Россия перестанет быть обороноспособной страной со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Судите сами. По данным открытой печати, в нашей главной базе подводных сил — на Северном флоте, осталось 18 атомных ракетных подводных лодок (в 1991 году было более 40). Из них несущих баллистические ракеты в строю — 15, несущих крылатые ракеты — 3. Имеется 7 атомных торпедных лодок. Возраст АПЛ - от 1981 года («Дмитрий Донской») до 2002 года(«Гепард»). У последней вся документация разрабатывалась в 80-х годах прошлого столетия, а закладка произошла в сентябре 1991-го. В общем, ещё советский арсенал.

На Тихоокеанском флоте осталось только 5 ракетных подводных лодок стратегического назначения (из 46 в доперестроечный период), возрастом от 1979 до 1982 года. На Балтийском флоте из 32 дизельных подводных лодок советского времени осталось 2. А, например, только в ВМС Польши имеется 5 подводных лодок, причём 4 из них выпуска 2002-2004 годов. На Черноморском флоте из 30 подводных лодок в строю осталась 1. Для сравнения, только у Турции имеется 13 самых современных субмарин германской постройки.

ЧТО ИМЕЕТСЯ У США?

Американский атомный подводный флот включает около 70 боевых единиц. Особо хочу подчеркнуть, что несмотря на миролюбивую риторику в отношении России, в последнее время число выходов атомных субмарин ВМС США в воды Мирового океана значительно превышает масштабы патрулирования его акватории в годы «холодной войны». Данные, опубликованные Пентагоном (наверняка заниженные), показывают, что на счету американских стратегических субмарин-ракетоносцев в 2008 году - в три раза больше походов, чем у российских. Да и вообще все ПЛАРБ России, Франции и Великобритании вместе взятые в течение 2008 года совершили меньше выходов в океан, чем американцы.

Названа цифра: 31 патрульный рейс в течение одного года – это самый высокий показатель боевых дежурств американских ПЛАРБ за всю предшествующую историю подводного флота. Это свидетельствует о том, что США ничуть не стали менее агрессивны с распадом СССР. Скорее, наоборот.

В США вообще долю ВМС в общем военном потенциале страны всего через несколько лет намерены увеличить минимум в два раза. Значит, в два раза сильнее станет звездно-полосатая рука, совсем недавно наотмашь лупившая по Балканам и по Ираку с палуб авианосцев, из ракетных погребов эсминцев и шахт подводных лодок. И нам следовало бы сделать всё возможное для усиления своей подводной стратегической составляющей. Но вот беда — реформы не дают этого сделать. Да еще многое другое.

ПОЧЕМУ МЫ ОТСТАЁМ


Недавно объявлено, что скоро будет спущена на воду первая чисто российская атомная подводная лодка «Северодвинск». Многие обрадовались: может быть, это начало возрождения подводного флота России? Честно говоря, только в честь праздника подводников можно высказать такую надежду. Реально же одна подводная лодка погоды не сделает. Их нужно много, им нужна современная инфраструктура, а также — современная начинка. Но технологически мы страшно отстали за годы реформ, к тому же потеряли кадры.

Недавно я слышал, как главный конструктор бывшего советского авианосца «Адмирал Горшков» жаловался, что на доработку корабля для Индии даже сварщиков приходится искать по всей России, что уж говорить о более интеллектуальных работягах. Они давно разбежались из российского кораблестроения из-за флотской нищеты.

Реформаторы обещали прорывной проект - «Булаву», но он оказался тупиковым. Похоже, вбухав в эту ракету морского базирования гигантские средства, минобороны спускает проект на тормозах. Недавно министр обороны Сердюков на заседании коллегии военного ведомства в присутствии президента России Дмитрия Медведева заявил: «Испытания «Булавы» идут пока не очень успешно, но, тем не менее, мы ищем причины». А потом добавил главное: «В ближайшие десятилетия (!) мы будем использовать «Синеву». Напомню, «Синева» - жидкостно-реактивная ракета для ВМФ, которая отработана и уже успешно используется на наших подводных ракетоносцах. Однако зачем-то понадобилось вбухивать гигантские средства в то, чтобы сухопутную баллистическую ракету переделать в морскую.

Деньги «съели», а результата нет. Было произведено 13 испытательных пусков ракеты, из которых только пять признаны успешными. Все они производились с АПЛ «Дмитрий Донской» (проект 941УМ, класс «Акула», по классификации НАТО − «Тайфун»), специально модернизированной для испытаний «Булавы».

Под ракету «Булава» разработали подводные ракетные крейсера стратегического назначения проекта 955 («Борей»), которые сейчас строятся на «Севмашпредприятии»: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский», «Владимир Мономах». Эксперты неоднократно отмечали, что если «Булава» так и не будет запущена, дорогостоящие ракетоносцы останутся без подходящего применения. Это - ещё куча средств, которые могли бы пойти на реальную, а не убийственную для флота реформу.

Беда в том, что выводов, похоже, так и не сделано, ведь верховный главнокомандующий на заседании коллегии минобороны, о котором упоминалось выше, сказал, что удовлетворён ходом реформ, и они будут продолжаться. В каком ключе, пока не ясно, ведь о «перспективах» у нас часто узнают, когда уже «поздно пить баржоми». Приведу лишь несколько выдержек из прессы, которые дают представление о дальнейшем ходе реформ подводного флота России.

Тихоокеанский флот в ближайшие несколько лет будет сокращен на 5 тысяч военнослужащих. Об этом сообщил РИА Новости представитель штаба ТОФ.

На Северном флоте начинаются массовые сокращения офицеров, служащих на атомных подводных лодках. Предполагается, что их места займут сержанты-контрактники. Офицеры из экипажей многоцелевых атомных подводных лодок будут сокращены в ходе реформирования Северного флота. Об этом сообщил «Интерфаксу» один из офицеров, подлежащих сокращению. «Командование дивизии АПЛ проекта 971 («Щука», по классификации HАТО — «Акула»), которое дислоцировано в поселке Гаджиево, заявило о предстоящем сокращении штатных офицерских должностей на данных лодках. «Как правило, под сокращение попадают молодые офицеры в звании до капитан-лейтенанта», — рассказал офицер, пожелавший остаться неназванным. По его словам, в каждом экипаже АПЛ будут сокращены штатные должности командиров групп и инженеров практически всех боевых частей корабля.

Это касается даже таких подразделений, как БЧ-5 (боевая часть), отвечающая за обслуживание атомного реактора. «В результате данного сокращения экипаж лодки, насчитывающий 73 человека, будет сокращен на семь офицеров. Предполагается, что их места займут военнослужащие контрактной службы», сообщил офицер и добавил, что сокращаемым офицерам командование предлагает писать рапорты на увольнение в запас или о желании служить дальше. При этом, на каких должностях они могут продолжить службу, неясно. Он заметил, что среди сокращаемых царит если не паника, то явно упадническое настроение, а более опытные офицеры откровенно говорят, что такими сокращениями на флоте способствуют повторению трагедии, случившейся с АПЛ «Нерпа» на Дальнем Востоке.

И все-таки закончить хочу оптимистически. Кто-то из флотоводцев сказал: «Флот — показатель здоровья государственного организма, показатель государственного ума правителей и мерило великодержавности». Верю, что не всегда государственное скудоумие будет править бал в России.

Из досье «СП»:

*За последние сто лет в подводных силах России находилось 1150 подводных лодок, в том числе 269 — атомных. По отечественным проектам были построены 1083 подводных корабля (1044 для нашего флота и 39 для иностранных флотов), а 67 подводных лодок были либо закуплены за границей, либо построены по иностранным проектам, либо получены по репарациям или в качестве трофеев.

*Общие советско-российские потери составили 130 подводных лодок: 29 — в Первую мировую и Гражданскую войны (1914—1920 гг.); 101 — во Вторую мировую войну (1939—1945 гг.) В результате аварий и катастроф в 1909—2000 годы были потеряны 33 подводные лодки.

*Три отечественные подводные лодки вошли в Книгу рекордов Гиннесса:

самая большая в мире атомная подводная лодка нормальным водоизмещением 23 200 м3 ТК-208 проекта 941 сдана в 1981 году ФГУП «ПО Севмашпредприятие», г. Северодвинск, главный конструктор — С. Н. Ковалёв (ЦКБ МТ «Рубин»);

самая глубоководная в мире атомная подводная лодка с глубиной погружения 1000 м К-278 проекта 685 сдана в 1983 году ФГУП «ПО Севмашпредприятие», г. Северодвинск, главный конструктор — Ю. Н. Кормилицын (ЦКБ МТ «Рубин»);

самая быстроходная в мире атомная подводная лодка с подводной скоростью 44,7 узла К-162 проекта 661 сдана в 1969 году ФГУП «ПО Севмашпредприятие», г. Северодвинск, главный конструктор — Н. Н. Исанин (СПМБМ «Малахит»).

Ни один из этих рекордов до сих пор не превзойдён.

*Советскому подводному флоту принадлежит немало других рекордов, не внесённых в Книгу рекордов Гиннесса.

Так, первый в мире старт баллистической ракеты с подводной лодки был осуществлён 16 сентября 1955 года с борта Б-67 (командир капитан 1 ранга Фёдор Козлов). Позднее, в 1960 году, в Белом море с той же Б-67 (командир капитан 1 ранга Вадим Коробов) был выполнен первый в мире подводный старт баллистической ракеты.

Первый выход в Атлантику (после 1917 года) совершила в 1957 году подводная лодка Б-77 под командованием капитана 3 ранга Аркадия Михайловского. Это был поход на полную автономность.

Подводная лодка капитана 3 ранга Рудольфа Голосова совершила в 1958 году небывалый поход — с Камчатки до 40-й параллели южной широты, проведя в океане четыре месяца. В том же году году дизельная подводная лодка Б-82 под командованием капитана 2 ранга Геннадия Швецова (второй командир Иван Гуляев) впервые в мире прошла из Арктики в Антарктиду.

В сентябре 1978 года К-212 и К-325 под командованием контр-адмирала Рудольфа Голосова совершили первый в истории подводного плавания групповой трансарктический переход подо льдом на Тихий океан. На атомных подводных лодках с крылатыми ракетами 675 проекта (ЦКБ МТ «Рубин») впервые в мире была проведена залповая стрельба с избирательным поражением кораблей противника, идущих в охранении авианосца.

В 1960-е годы впервые в мире была создана разведывательно-ударная система (РУС): в неё входили подлодки 675 проекта и самолеты Ту-16РЦ и Ту-95РЦ, которые выдавали целеуказание лодочному ракетному комплексу. Один из таких ракетоносцев — К-116 — совершил в 1966 году знаменитый переход с Севера на Камчатку через пролив Дрейка. Подводная лодка 705 проекта была первой в мире атомной «малюткой». Это был истребитель-перехватчик вражеских атомарин и надводных лодок. Высокая скорость (до 40 узлов) позволяла уклоняться даже от торпед. Идея малогабаритной высокоавтоматизированной скоростной атомарины обоснована конструктором СКБ-142 А. Б. Петровым в 1959 году. Работу по 705 проекту вёл главный конструктор М.Г. Русанов (в 1977 году его сменил В. А. Ромин, создавший проект 705К). Лодка- «автомат», намного обогнавшая своё время, впервые в мире была оснащена всплывающей камерой, в которой мог спастись весь экипаж, состоявший из 32 офицеров и мичманов. За всю историю этого проекта не погиб ни один моряк.

Итоги первой волны реформ подводного флота

С 1992 по 1997 годы из боевого состава ВМФ России были выведены в отстой 156 ПЛА, в том числе 20 атомных подводных крейсеров стратегического назначения. В целом за «пятилетку обвальных реформ» с 1992 по 1997 год корабельный состав ВМФ России сократился наполовину.

После 1990 года темпы и объёмы строительства подводных лодок резко снизились. Если за 1981—1990 годы была построена 91 подводная лодка, то за следующее десятилетие (1991—2000 годы) всего 26. За первые четыре года третьего тысячелетия сдана всего одна подводная лодка: атомный многоцелевой подводный крейсер «Гепард» в 2001 году (проектант СПМБМ «Малахит», г. Санкт-Петербург, завод «Севмашпредприятие», г. Северодвинск).

В марте 2004 года принято решение о ликвидации всех тяжёлых подводных крейсеров типа «Акула».

*В настоящее время подводные лодки находятся на вооружении 33 стран, в том числе пять стран обладают атомным подводным флотом, и ещё две страны ведут строительство своих первых атомных подлодок.

Обладают атомным подводным флотом: США (только атомные лодки), Россия, Великобритания (только атомные лодки), Франция (только атомные лодки), КНР. Создают свой атомный подводный флот: Индия, Бразилия.

Источник: http://svpressa.ru/society/article/22711/

7
3272
0