Центр - идеологический пример для регионов?

На модерации Отложенный

Московские события на Манежной площади и аресты лидеров "политической оппозиции" 31 декабря - явления разного порядка, но с единым вектором последствий. Их объединяют не причины, не групповые или классовые интересы, и даже не протестная мотивация. И первое, и второе - не просто симптомы роста социальной напряженности в российском обществе, а индикаторы кризиса ценностей. На этом сходство заканчивается, начинаются качественные различия, хорошо заметные на уровне региональной политической жизни.

Административные аресты Лимонова и Немцова в российских регионах воспринимались скорее как очередной курьез. "Оппозиция" отрабатывает свою роль, превращаясь в "узников совести", силовые структуры рефлекторно выполняют команду "фас", власть в очередной раз мучительно размышляет, как на все это реагировать. Результаты размышлений и комментариев на эту тему в российских регионах не резонируют, так как в них уже нет давно ни политической оппозиции, ни лидеров общественного мнения, способных к самостоятельной артикуляции политических лозунгов и требований. Региональные отделения политических партий даже не комментируют произошедшее, поскольку "несогласные", "либеральная оппозиция" воспринимаются скорее как астрономические термины: все знают про существование созвездия Альфы-Центавра, но в реальной жизни это ничего не меняет.

А вот с событиями на Манежной все намного сложнее и серьезней. "Эхо Манежки", прокатившееся по многим крупным российским городам, показало, что с реакцией у региональных "силовиков" все в порядке, а вот с диагностикой, профилактикой и, самое главное, с формулированием оргвыводов дело обстоит значительно хуже. Произошедший сбой в политическом реагировании на попытки стихийных выступлений носит в первую очередь идеологический характер. Никто так и не дал вразумительной оценки тому, что происходило во второй половине декабря 2010 года. Футбольные фанаты, националисты, экстремисты, просто маргинализованная молодежь образовали настолько причудливо пеструю картину локализованных выступлений, что все попытки определить главные причины протеста пока нельзя назвать особенно убедительными.

Встреча Владимира Путина с футбольными фанатами была необходима. Но ее трансляция по телеканалам и сопутствующие комментарии так и не дали ответа на вопрос, как не допустить повторения подобных событий? Выступление Дмитрия Медведева о роли русской культуры в полиэтничной России как никогда своевременно, но и этот тезис требует срочной идеологической и политической проекции на уровень административных решений в субъектах федерации.

Полагать, что губернаторский корпус и региональные "силовики" самостоятельно решат проблему диагностики и профилактики социальной и межэтнической напряженности на местах - сильно переоценивать ситуацию. Административно-политическая "вертикаль" уже давно работает только на передачу властного сигнала сверху, но не на его прием снизу.

Как отреагировали в большинстве случаев региональные органы власти на попытки несанкционированных митингов в ряде городов-миллионников? Они осторожно скопировали модель поведения федерального центра. Прямых попыток сокрытия факта таких выступлений не было, но и никакой реальной оценки происходящего тоже не прозвучало. Относительно профилактики подобных событий доходило до смехотворных инициатив, как например, в Волгограде, где мэрия объявила о намерении в обязательном порядке приобщить всех учащихся к просмотру документального фильма Михаила Ромма "Обыкновенный фашизм". Да, этот фильм - шедевр, и, к сожалению, никогда не утратит своей актуальности. Но кто сказал, что пресеченный несанкционированный митинг на Аллее Героев в Волгограде с задержанием более 190 человек, преимущественно молодежи, имел признаки фашистской направленности? Отсутствие внятной информации неизбежно порождает слухи и домыслы, неадекватные административные инициативы, и, самое печальное, становится показателем социальной неопределенности и неустойчивости.

Ситуация осложняется еще и тем, что на региональном уровне механизмы государственного и общественного реагирования на подобные события еще есть, но они скорее носят рудиментарный характер. Система диагностики и профилактики экстремизма и массовых антисоциальных акций отсутствует не по причине незаинтересованности или некомпетентности местных властей, а по причине слабости общественных институтов и стагнации лифтов социальной мобильности. Каналы обратной связи с гражданами в виде общественных приемных Владимира Путина и Дмитрия Медведева на этом фоне только отчасти восполняют растущий спрос на социальную справедливость. Деградация социологических служб в российских регионах, НКО общественно-политической направленности, местных независимых средств массовой информации являются наиболее серьезным объективным препятствием своевременного реагирования на опасность конфликтов. И реанимация этих общественных институтов должна стать первым шагом к упрочению социальной солидарности.