Чехия: от Мюнхена до Лиссабона

На модерации Отложенный

Президент Чехии Вацлав Клаус получил исторический шанс прославиться. Как известно, после референдума в Ирландии и ратификации Лиссабонского договора президентом Польши Качинским, кстати аналогом нашего брата Торсуева, он в детстве, вместе со своим братом Ярославом тоже снимался в кино: Лех Качинский, Ярослав Качинский, Людвиг Бенуа в фильме Яна Баторы \"О тех, кто украл Луну\".

Сказка о двух злых и ленивых подростках, братьях-близнецах Яцеке и Плацеке, которые убежали из дома, чтобы похитить Луну, считая, что она золотая. Они и в самом деле попали в город, где все было сделано из чистого золота. Но люди там погибают от голода, мечтая лишь о куске простого хлеба. Пережив много приключений, братья возвращаются домой. Удивительно, что снявшись в фильме по такому сценарию брат Качинский ничему не научился:ведь этот \"золотой город\" до смешного напоминает тот самый \"обетованный\" Евросоюз...Качинский пытался протестовать, но как-то вяло.

И вот последовал апофеоз. Качинский подписывает, а за его спиной громко обсуждает свои проблемы и смеется Баррозу. Картинка, кстати, настолько говорящая, что ее сейчас сложновато найти в интернете... Клаус остался один на один с разъяренной Европой, которая обещала на него не давить, но уже показывает свой звериный оскал. Бывший министр по делам евроинтеграции Александр Вондра в популярной чешской телепрограмме \"Вопросы Вацлава Моравца\" уже попытался уличить президента в неблаговидных махинациях вокруг процедуры подписания. К этому процессу примкнули бывший премьер-министр Чехии Мирек Тополанек и нынешний - Ян Фишер.

Кстати, одним из парадоксов современной чешской политики остается тайна отмены запланированных на предыдущие выходные внеочередных парламентских выборов и продление мандата правительства Фишера, которое вползло во власть под флагом \"временного\" и \"чиновничьего\" правительства, целью которого были не политические игры, а обеспечение функционирования государственного аппарата на переходный период, до внеочередных выборов. Однако, еще до того, как разыгрался фарс, инициированный запросом в конституционный суд депутата Чешского парламента Молчака, премьер Фишер и министр финансов Янота вели себя несколько странно.

Непредвзятому наблюдателю со стороны начало казаться, что это никакое не временное правительство, а как минимум весьма полномочное.

У Фишера разогнулась спина, стали жестче и голос и интонации и он уже стал больше напоминать не бывшего главу Чешского статистического управления, ту \"серую канцелярскую мышку\", в качестве которой позиционировался, а Хрущева эпохи стука ботинком в ООН. Этот \"временный\" премьер с официально непонятными полномочиями начал вовсю высказываться по поводу Лиссабонского договора и уровень его оценок весьма категоричен. На фоне этого Вацлав Клаус, из которого чешские СМИ уже давно пытаются сделать некоего дедушку-маразматика, \"блазня\" (городского сумасшедшего) - ну как же отрицает глобальное потепление, евроскептик.... хорошо еще холокост признает... подается в качестве нарушителя собственных же обещаний... дескать обещал же, когда все подпишут договор, не затягивать... (прилагается какая-то весьма неубедительная телецитата).В сложившейся ситуации для Клауса самым красивым ходом было бы - заявить о своей отставке, так как долго сопротивляться давлению извне и изнутри страны он явно не сможет...

Таким ходом он даст понять, что дело с Лиссабонским договором - явно нечистое. В самом деле, почему это вдруг бывшие диссиденты и подписанты Хартии-77 (Вондра) стали вдруг проповедовать ту же оккупацию Чехии образца 68 года, только со стороны Брюсселя, а ничего иного Лиссабонский договор и не подразумевает. Утрата прав на окончательное решение вопросов государственного регулирования и передача прав на последнее слово Брюсселю означает полный и окончательный отказ государств от суверенитета. (Утрата финансового суверенитета произошла с переходом на евро и Чехия, тоже видимо не случайно не идет на введение этой валюты (президент Клаус долгое время проработал в Чешском государственном банке)). Утрата суверенитетов означает еще и немалый урон для России. Баррозу, еще в ходе \"газовой войны\" не раз подчеркивал, что Европе не хватает единой скоординированной политики для действий против России по энергетическим вопросам. После принятия Лиссабонского договора проводить такую политику будет намного легче.