Прогрессив-рок на службе \"России\"

На модерации Отложенный

В базирующемся под крышей дворца спорта \"Лужники\" ГЦКЗ \"Россия\" выступила легендарная английская прогрессив-роковая группа Procol Harum во главе с Гэри Брукером. На концерте побывал БОРИС Ъ-БАРАБАНОВ.

Procol Harum начали московский концерт с \"Conquistador\", первой песни первого альбома, который тоже назывался \"Procol Harum\" (1967). Лучший выбор трудно себе представить. В этой песне отлично видны все фирменные черты звука группы — выдвинутые на передний план клавишные, склонная к самолюбованию гитара, прогрессив-роковая вычурность композиции в сочетании с простым, близким поп-музыке основным мелодическим ходом.

Все это вполне успешно воспроизводит нынешний состав группы, в котором вокалист и пианист Гэри Брукер единственный из тех, кто записывал \"Procol Harum\". За помпезные, особо выделенные на фоне прочего аккомпанемента гитарные партии отвечал Джефф Уайтхорн, музыкант, экстерьером издали очень напоминающий гитариста \"Арии\" Владимира Холстинина. Вместе с барабанщиком, бас-гитаристом и вторым клавишником они организовали на сцене достаточно простую для озвучивания музыку с ярко прорисованными основными элементами.

Концерт напоминал разговор с любимым дедушкой, симпатичным и добродушным, хотя и не слишком поворотливым стариком. Никакой дополнительной визуальной поддержки не требовалось, не раздражало даже отсутствие экранов на сцене, которые стали уже неотъемлемой частью любого шоу в Москве. Публика была счастлива и так.

Другое дело, что публики этой было крайне мало для ансамбля со столь величественным прошлым. Пустые трибуны, на две трети заполненный партер. Зато зрители чутко реагировали на каждую ноту и каждое произведение встречали и провожали одобрительными возгласами, иногда по-дружески советуя Гэри Брукеру исполнить ту или иную вещь.



Procol Harum, как и ожидалось, сыграли программу лучших вещей за все 42 года своей истории. Наиболее эффектно прозвучали песни с почти русскими ярмарочными интонациями, в первую очередь \"Beyond The Pale\", во время которой впору было пуститься в удалой кабацкий пляс. Здесь стало окончательно ясно, что прогрессив-рок — понятие крайне растяжимое и может означать как композиционную и композиторскую заумь, так и готовность музыканта (как в случае с Гэри Брукером) использовать свое мастерство в самых практически низких жанрах. Для финала Procol Harum оставили вторую по важности песню своего репертуара — \"A Salty Dog\". Эту горькую тягучую балладу, построенную на простейшем ходе клавишных, Гэри Брукер посвятил \"всем друзьям, которые сейчас не с нами и которые смотрят на нас с небес\".

Оставалось только главное блюдо — песня \"A Whiter Shade Of Pale\", мировой шлягер всех времен, многократно переигранная коллегами господина Брукера по цеху пасторальная композиция, основанная на 140-й кантате Баха. Группа вышла на бис и для начала рубанула гимн России в довольно лоховской аранжировке, смахивающей на рингтон. Тем не менее зрители, до той поры не поддавшиеся ни \"цыганочке\", ни белому соулу в версии Procol Harum, здесь в едином порыве вскочили на ноги, и, кажется, некоторые даже попытались вспомнить слова. Однако Гэри Брукер быстро свернул сеанс патриотизма и вырулил на первый куплет \"A Whiter Shade Of Pale\", оставив за бортом красивое органное вступление. Овации, которые последовали за ключевым хитом Procol Harum, мало с чем можно сравнить, но финиш большинство слушателей встретили уже сидя.