Хиллари приехала в Москву спасать лицо президента

Политологи всех стран соединились и гадают, зачем бы Хиллари Клинтон приехала в Москву. А чего гадать: приехала она в Москву белокаменную спасать Обаму-государя. Cбылась мечта патриота: судьба президента США теперь в руках русских добрых молодцев. Она на конце иглы, игла в яйце, яйцо в утке, утка в селезне, селезень в сундуке, а сундук - в Кремле-тереме. Утка - Медведев-президент, селезень - Путин-премьер, сундук - персидский реактор ядерный, узорами вышитый, а игла - персидская ракета кованная, что взлетает шизым орлом под облакы.

Хилари КлинтонС 90-х годов наши бояре кручинились: ни во что не ставит нас страна Америка. Москва для ее внешнеполитических доктрин, для президентских кампаний - в дальнем чулане, в темной горнице. Про Косово-край с нами не советуются, про греков и варягов не спрашивают.

И при Обаме все начиналось, как до того повелось. Во время его предвыборной кампании объяснял мне один западный политолог, варяжский гость: «У Обамы три внешнеполитических приоритета: первый - Ирак, второй - Ирак, и третий - снова Ирак. И из-за него выглядывает четвертый - Иран. А России - не видать». Казалось, что с мировым кризисом, медицинской реформой, выходом из Ирака Обаме будет еще меньше дела до России, чем Бушу или Клинтону, у которых кризиса не было. Если бы не Саакашвили со своей буйной головушкой, Россию вообще не обсуждали бы во время предвыборной кампании, а так - пришлось кандидатам реагировать.

Но как быстро все переменилось! Горбачев и Ельцин ездили к Бушу и Клинтону за помощью: «Помогите деньгами или политической поддержкой, а то изнываем под огнем внутренней критики и непопулярных решений на благо страны и человечества». Теперь американский президент узнает, каково было Горбачеву.

«Самая худшая внешняя политика за все время» бранит Обаму The Washington Times. «Кругосветное турне Обамы по горячим точкам планеты показало, что, несмотря на всю его высокопарную риторику, реальных достижений у президента крайне мало. Восточноевропейский зонтик ПРО внезапно закрылся, когда администрация Обамы отказалась от развертывания противоракетной обороны в Польше и Чехии. Этим шагом она вызвала рукоплескания со стороны Москвы. Но ее никто не попросил пойти на встречные уступки, соответствующие по масштабам американской капитуляции. В мире Обамы поступки не имеют последствий». Знакомо? Еще бы. Как свое лицо в зеркале.

Американские и, в целом, западные патриоты бранят Обаму за то же, в чем наши упрекают Горбачева: за идеализм и неумение торговаться. «Пока что мы не получили в ответ от Кремля никакой существенной поддержки по Ирану, сначала принять решение, а потом попытаться получить уступки от Москвы по Ирану, не имея ни ясного переговорного формата и не понимая цены, а также и связанных с этим преимуществ, - все это еще один пример того, как американские официальные лица продолжают надеяться на лучшее», - пишет право-центристский «National Interest».

«Я знаю, что Россия против запланированной схемы расположения противоракетной обороны в Европе... На самом деле, я хотел бы сотрудничать с Россией в развитии архитектуры противоракетной обороны. И если угроза со стороны иранской программы ядерных и баллистических ракет будет устранена, то будет устранена сама необходимость противоракетной обороны в Европе». Целая передача Евгении Альбац на «Эхе Москвы» была посвящена тому, что этот пассаж из московской речи Обамы в РЭШ означает: сперва Россия должна сдать Иран, а потом американцы подумают о ПРО. Обама подвел Альбац. Так думали не только российские западники, но Обама, как выяснилось, думал иначе: взял и отменил ПРО - обидел Польшу и ничем не связал Россию. И тут Обаму подставил Иран.

Вспомним последовательность событий. 16 сентября в среду в «Уолл стрит джорнал» и паре других изданий появились статьи, о том, что по источникам журналистов, Обама откажется от размещения элементов ПРО в Польше и Чехии, возможно, уже на следующей неделе. Обама не стал создавать ненужный саспенс. В ночь со среды на четверг он позвонил президентам Польши и Чехии, а в четверг утром 17 сентября (в Европе это был вечер того же дня) выступил с короткой речью. «Гуд морнинг. Как главнокомандующий я полон решимости сделать все что в моих силах для усиления нашей национальной безопасности», - и отменил ПРО.

Обама дал два объяснения. Во-первых, у США внезапно улучшились технологии, и теперь можно перехватывать вражеские ракеты быстрее и дешевле, без дорогих восточноевропейских баз. Во-вторых, персидские ракеты кованые, хоть и взлетают под облакы, но летят недалеко и недолго. Короче говоря, по последним данным разведки, мы воевали сами с собой, и противник был переоценен. А мы пока «вместе с нашими союзниками и партнерами будем последовательно добиваться дипломатическими методами, чтобы Иран следовал своим международным обязательствам». О России в этом выступлении Обамы не было не слова, но представители администрации отвечали на вопросы журналистов однозначно: Россия не при чем, мы не уступали, это мы сами. «Позиция России и ее возможная реакция не сыграли ни малейшей роли в моей рекомендации президенту», - отбивался министр обороны Роберт Гейтс.

Никто не поверил. «Обама капитулировал перед Россией, а не перед Ираном. Россия всегда знала, что национальный проект противоракетной обороны президента Джорджа Буша не был направлен против ее наступательного ядерного потенциала, - выступил Джон Болтон, представитель США в ООН бушевской поры. - Решение Обамы стало проявлением односторонних уступок российской воинственности, позорного отречения от двух самых стойких союзников США в Европе, а также поразительного отсутствия понимания настоящих и будущих угроз со стороны Ирана.

Такая добровольная капитуляция Америки недвусмысленно сигнализирует о том, что Соединенные Штаты начали свое долгое глобальное отступление». Ну, чем не Проханов о Горбачеве? Только одному плешь выбрить, а другого - растрепать.
И тут выстрелил Иран. 25 сентября МАГАТЭ сообщило, что Тегеран передал ей информацию о втором заводе по обогащению урана, который тайно построили возле города Кум. До этого был известен один иранский ядерный центр в Натанце. А 29 сентября иранцы испытали несколько новых баллистических ракет. Летают они по прежнему недалеко (самая дальнобойная ракета персидская - «Шахаб 3b» с дальностью 2500 км), но все равно вышло как-то нехорошо. Даже сенатор Ричард Лугар, союзник Обамы в среде республиканцев, глава сенатского комитета по международным делам с 2003 по 2007 год сказал, что «заявление по поводу ракет [в Восточной Европе] было сделано неудачно».

Иран подвел Обаму ужасно. Осталась Россия. Спасти репутацию Обамы как внешнеполитического стратега внутри США могут только Медведев с Путиным, если скажут что-то неласковое и сделают недоброе в отношении Ирана: выступят с суровым заявлением, поддержат будущую американскую резолюцию про Иран в ООН, или хотя бы не будут голосовать против. В Вашингтоне прямо-таки ухватились за тихий шепот Медведева о том, что санкции конечно почти всегда бесполезны, но иногда необходимы. Но критики Обамы требуют большего. «На резкий поворот в политике Россия отвечает Обаме небольшой оттепелью», - выступила The Wall Street Journal.

Трудность в том, что Обама и его свита сами уверяли, что ничего не уступали. А не уступали, так им никто ничего и не должен. А станет требовать - можно и послать. Допустим, сосед просит соседа: «Слышь, отложи ремонт свой на годик, у меня ребенок родился». Сосед откладывает, а потом выходит во двор за домино и говорит: «Вы думаете это я ради Володьки что ли, ради Людки его крашеной, ради Митьки их сопливого? Да мне просто в будущем году хорошую бригаду из Молдавии обещали подогнать за полцены, а я в этом и обойчиков нужных не нашел». Результат тот же, но уж не попросишь у соседа взаймы на обои, как мог бы, скажет: «Извини, я бы рад, но все ушло Митьке на памперсы».

Хиллари Клинтон приехала упросить, чтобы все было иначе. Они от кремлевского терема многого и не хотят: чтобы Медведев повторил то же самое про санкции, но погромче. Чтобы мы пропустили в Совбезе американскую резолюцию по Ирану. Ведь Обама избрался под лозунгами отказа от односторонних действий Америки: он, мол, президент, который будет работать через ООН и умеет договариваться с остальным миром. Вот это и нужно ему показать, и все. Ни нам, ни Ирану это ничем не грозит. Ясно, что какую бы жесткую резолюцию не предложил Обама, пункта о военной интервенции против Ирана там не будет. Кроме того, антииранскую резолюцию должен еще одобрить Китай, а он упрется, даже если уступит Россия. И она все равно не пройдет, и американцам все равно придется действовать в обход ООН. И все это можно объяснить персам.

В кои-то веки российское руководство ведет разговор с США с позиции сильного. Как бы оно от этого не одурело. В кои-то веки Америку возглавил президент-идеалист, добрый человек с искренними идеями о лучшем мире. Значит ли это, что кремлевские циники должны воспользоваться ситуацией и немедленно его замочить, - разрушить его планы, карьеру и репутацию?

За поддержку против Ирана, за то, чтобы не выглядеть лохами, в нынешней американской администрации готовы уступить многое. Утечка со ссылкой на советника Обамы Майлка Макфола о том, что Америка готова отказаться от критики нашей суверенной демократии, сразу после самых неопрятных выборов за всю историю местного самоуправления в постсоветской России - сигнал о том, как далеко американцы готовы пойти навстречу российскому руководству. Тут они могут и Украину с Грузией «слить», пообещав, что не возьмут их в НАТО, и сделать много другого полезного.

Так что, может, самое время сдать Иран. Экзотические иранские правители нам не друзья, только пытаются нас использовать, а когда это не удается, раздражение откровенно прорывается наружу. Иранская оппозиция тем более: иранские оппозиционеры уже с июля жгут российские флаги и кричат «Смерть России» и «Смерть Китаю» за то, что мы по их мнению помогаем режиму. Иранская оппозиция - самая продвинутая часть общества - в отличие от нашей вполне может прийти к власти, и вспомнит нас добрым словом, если мы сделаем шаг в сторонку от Ахмадинежада. Но, вообще, всякий кто бывал в Иране, вам скажет, что там нет пророссийской партии, все иранцы - и консерваторы и реформисты - относятся к России без симпатии и с крайним недоверием, так их с детства учат. Так что искренних союзников у нас в Иране нет, и никакой великой дружбы мы не предаем.

С Америкой только одна проблема. Когда Горбачев вел свою революционную внешнюю политику, на Западе в нее сначала не верили, а поверив, поняли, что это надолго: генсеки ведь правят пожизненно. Так же и за долгосрочность политики Путина можно теперь поручиться. Другое дело - американские президенты. Президентство Обамы может оказаться ярким, но коротким, как было у Картера или Кеннеди (я ни на что не намекаю, его могут просто не переизбрать). И тогда следующей президент - какая-нибудь Сара Пейлин - возьмет и отзовет все обещания и договоренности с Россией, как сам Обама отозвал ПРО из Восточной Европы. И ничего с этим не поделаешь. Не подпишешь ведь договор с Америкой о том, что Украину на вечные времена не возьмут в НАТО, и Конгресс не примет поправок к конституции о том, что в Восточной Европе не будет ПРО. Не бывает таких поправок.

Источник: http://kdmtv.com/2181

18
1193
0