В КПРФ грядут новые чистки?

На модерации Отложенный

Изменения, которые планируется внести в устав КПРФ на съезде 24 февраля, могут уничтожить внутрипартийную демократию и привести к построению «вертикали власти» в коммунистических рядах. Такими опасениями поделились с «МК» члены альтернативного московского горкома Компартии, находящиеся в оппозиции к лидеру коммунистов Геннадию Зюганову.

Новый вариант устава КПРФ размещен на сайте партии — ознакомиться с ним может любой желающий. Внутренняя «красная» оппозиция, ранее пострадавшая во внутренних баталиях, вовсю критикует готовящуюся реформу.

Этот документ задним числом оправдывает нарушения устава, которые допускались в КПРФ в последние годы, — рассказали корреспонденту «МК» в альтернативном горкоме. Эта непризнанная структура образовалась после того, как часть московских коммунистов в 2010 году воспротивилась избранию Валерия Рашкина главой столичной парторганизации. Некоторые альтернативные деятели при этом по-прежнему остаются действующими членами ЦК КПРФ — например, Владимир Улас и Анатолий Поротиков. Но с новым уставом оппортунистов будет легко убрать из состава ЦК, поскольку пункт 2.11 вводит для партийных бонз новое наказание за нарушение устава: отстранение от руководства или исключение из состава выборного органа.

Из устава изымается сложная система наложения взысканий. Раньше исключаемый мог побрыкаться, добиться отмены выговора, и только после второго звонка партия с ним расставалась. Теперь однократного прокола будет достаточно, чтобы положить партбилет на стол.

Глава альтернативного горкома Владимир Лакеев также обращает внимание на то, что из устава исчезнет такой специфический институт, как совет секретарей первичек. Зачем красным секретарям на местах советоваться друг с другом, если у них есть указания старших товарищей.

— Устав заточен на то, чтобы не говорить с людьми, не обсуждать, а приказывать, — сказал «МК» Лакеев. — Все в партии будет делаться только с разрешения вышестоящих органов.

Альтернативный горком написал свой вариант устава и хочет предложить его коллегам по партии. По словам Владимира Лакеева и члена горкома Сергея Серегина, эта версия предусматривает вертикаль наоборот — «контроль партийных низов над верхами»: «Окончательное решение остается за первичной организацией, но она и несет за него ответственность».

Глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев заверил «МК», что рабочая группа может рассмотреть альтернативную редакцию и учесть «любое рациональное зерно». Однако с критикой в адрес нового устава он в целом не согласен.

— Наши коллеги живут реалиями времен СССР, когда устав был политическим документом, — сказал Соловьев «МК». — А сейчас он носит организационный характер и регламентирует в основном вопросы, связанные с участием партии в выборах. 70—80% изменений посвящены именно этому. Основной упор — на соответствии устава изменившемуся законодательству.

Юрист обещает, что внутрипартийная демократия не пострадает — в дополнение к уставу будут выпущены инструкции, где будет прописан порядок и вступления в партию, и исключения из нее. Но инструкция — внутренний документ, его не регистрирует Минюст, его не оспоришь через суд. Поэтому новые чистки в КПРФ после изменения устава не исключены: недовольных политикой Зюганова накопилось немало, а закон о партиях теперь не требует большого числа членов в регионах.