Чиновники проиграли с зарубежным счетом

На модерации Отложенный

Президентский законопроект стал неожиданностью для Госдумы. За подписью президента в Госдуму внесен законопроект, запрещающий российской управленческой элите под угрозой отставки иметь счета в зарубежных банках, а также акции и любые ценные бумаги иностранных государств. Домик, земля и прочая недвижимость сочтены простительной слабостью — при условии обязательного декларирования.

Владимиру Путину удалось почти невозможное — то, что потруднее полета со стерхами на дельтаплане: ему удалось озадачить депутатов Госдумы, которых жизнь вроде бы приучила быть готовыми ко всему. Казалось бы, что тут такого? Говорил же президент в своем Послании Федеральному собранию в начале декабря на эту тему? Да, говорил. И вот теперь внес законопроект, в пояснительной записке к которому так и написано: «в целях реализации соответствующего положения Послания»...

Но в Послании президент не обещал внести подобную инициативу от своего имени — он лишь просил депутатов и сенаторов «поддержать законодательные предложения об ограничении прав чиновников и политиков на зарубежные счета, ценные бумаги и акции»! Все тогда поняли эти слова однозначно: речь идет о проектах, которые уже были внесены в Госдуму от имени депутатов. Мол, надо принимать, но при условии корректировки...

И вот 21 декабря Госдума дружно приняла в первом чтении тот из них, что получил условное название «ОНФовский» (среди его первоначальных авторов значились единороссы-народофронтовцы Лысаков и Трапезников). В нем предлагалось под угрозой административной и даже уголовной ответственности (штрафы до 5 млн руб. или срок до 5 лет!) запретить поголовно всем госслужащим, которые обязаны декларировать доходы и имущество, иметь за рубежом счета, ценные бумаги и имущество.

На прошлой неделе обсуждение этих поправок и подготовка текста ко второму чтению значились в повестке дня заседания комитета, но в последний момент без объяснения причин вопрос был снят. Теперь понятно, почему...

Президент решил, что нужно сформулировать свою позицию по этому вопросу в специальном законопроекте. Согласно ему некоторым категориям лиц категорически запрещается хранить средства в иностранных банках, расположенных за пределами России (на золото, драгоценности запрет не распространяется), и иметь гособлигации, акции и иные ценные бумаги иностранных эмитентов.

Кто эти несчастные? Президент, премьер, члены правительства, Генпрокурор, глава Центробанка, глава Администрации Президента, главы высших судов, депутаты Госдумы и сенаторы — в общем, все «лица, замещающие государственные должности», упомянутые в Конституции, первые и простые замы Генпрокурора, губернаторы и высшее руководство регионов, члены совета директоров ЦБ, все, кого назначают президент, премьер или Генпрокурор (включая ректора МГУ), руководители госкорпораций, фондов и иных организации, созданных на основании законов (руководство фонда «Сколково», к примеру). А также, естественно, супруги этих несчастных и их несовершеннолетние дети. Никаких исключений для денег на лечение или образование нет: «нет проблем оплачивать все это со счетов в российских банках», говорят депутаты.

Совершеннолетним детям, папам, мамам, сестрам, братьям и гражданским женам-мужьям никто ничего не запрещает. Под запреты не попадают дипломаты. Общее же правило таково: в течение трех месяцев после назначения на должность или выборов гражданин из числа вышеперечисленных обязан закрыть счета и отчитаться об этом. Имущество за рубежом иметь можно, но при условии его непременного декларирования с точным указанием источника средств на его приобретение.

Если утаил, скрыл — не исключена проверка. Основанием для принятия решения о ее проведении может стать «достаточная информация» о том, что запрет не соблюдается. Как понимать слово «достаточная» — непонятно.

«Стучать», так сказать, смогут руководители партий, общественные объединения, Общественная палата, общероссийские СМИ, ЦБ, правоохранительные «и иные федеральные госорганы», региональные власти и органы местного самоуправления. Проверка потребует получения информации из-за рубежа. Но с этимпроблем сейчас не будет: Россия входит в ряд международных антикоррупционных организаций и соглашений, и уже принят закон, который наделяет налоговые органы правом требовать с российских банков информацию о счетах физлиц по официальным запросам органов власти других стран.

На время проверки должностное лицо может быть отстранено от работы — с сохранением денежного содержания. А если вдруг выяснится, что оно запрет нарушило, неминуема отставка «в связи с утратой доверия» или лишение мандата. За вранье по поводу российской собственности таких безусловных и внесудебных кар не предусматривается.

А теперь возникает вопрос: что будет с тем, депутатским законопроектом? Ясно же, что президентскому, который будет принят в первом чтении в ближайшее время, он не конкурент.

Один из авторов принятого в декабре в первом чтении документа, вице-спикер Сергей Железняк («ЕР») обращает внимание на заключительные слова из пояснительной записки к инициативе Путина: там прямо говорится, что пакетом должны приниматься этот, так сказать, «концептуальный» плюс законопроект о внесении соответствующих изменений в конституционный Закон «О правительстве» и тот, депутатский. Он станет своего рода техническим — туда впишут все изменения, которые придется вносить в связи с принятием президентского законопроекта в действующие законы. Останется ли в нем уголовная или хотя бы административная ответственность за нарушение новых запретов — пока неизвестно: «это будет обсуждаться», сказал Железняк. Кстати, в перечне нуждающихся в уточнениях законов, сопровождающем президентскую инициативу, Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях не значатся.

«Это шаг к формированию национально ориентированной элиты, — объяснил «МК» источник в Администрации Президента, — а у руководителей, определяющих политику государства, в том числе экономическую, всегда есть выбор: либо бизнес, либо госслужба».

В конце концов, закрыть счет можно и за один день.